Презентации к басне стрекоза и муравей. Презентация на тему "Крылов «Стрекоза и Муравей»"

Класс: 2

Презентация к уроку
















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Литературное чтение – один из основных предметов в обучении младших школьников. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы. В условиях внедрения ФГОС особое значение придаётся технологиям деятельностного обучения. Для того чтобы быть успешным в жизни, (например иметь желаемую профессию) необходимо формировать в себе умение учиться, а значит – находить полезную и нужную информацию для достижения своей цели. Считаю на уроках важным и актуальным поднимать темы формирования у детей способности адекватной реакции на окружающий мир, воспитания сопротивления к лености и легкомыслию. Выявление жизненной позиции можно построить на отрицательных примерах литературных произведений. Ученики обсуждая мотивы поведения героев, соотнося их с нормами морали, осознают духовно-нравственный смысл прочитанного произведения. Все это способствует формированию самоутверждения ученика.

Тип урока : урок знакомство с литературным произведением.

Дидактическая цель урока : организовать совместную деятельность учащихся с целью знакомства с особенностями басни.

Задачи :

Предметные : познакомить учащихся с личностью Ивана Андреевича Крылова и его баснями, отличать басню от других произведений.

Метапредметные

  • познавательные: развивать умение воспринимать на слух и осознанно читать произведение; строить речевое высказывание в устной форме; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; учить видеть и чувствовать за строками произведения глубокий смысл басни; воспитывать добрые моральные качества.
  • коммуникативные : формировать умение учитывать разные мнения и прислушиваться к мнению одноклассников; вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении;
  • регулятивные: учить ставить учебную задачу в сотрудничестве с одноклассниками; планировать свои действия; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий;
  • личностные: формировать мотивационную основу учебной деятельности; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Методы обучения :

По характеру учебно-познавательной деятельности: проблемно-поисковые .

По способу организации осуществления познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические.

По степени педагогического управления со стороны учителя : методы опосредованного управления учебно-познавательной деятельности учащихся с помощью источников информации.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Средства обучения :

  • Л.Ф Климанова, В.Г. Горецкий. Учебник «Литературное чтение» – М.: Просвещение, 2011.
  • Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологизмов / С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведов; Рос. Акад. наук. Ин-т русского яз. им. В.Б. Виноградова.-4-е изд., доп. – М.: Азбуковник, 1997.
  • компьютерная презентация
  • раздаточный материал
  • Сборник «Формирование информационных умений младших школьников». – Санкт-Петербург, 2011г.

Планируемые результаты :

Предметные: ученик получит возможность познакомиться с личностью Ивана Андреевича Крылова и его басней «Стрекоза и Муравей».

Метапредметные

  • познавательные: ученик получит возможность учиться воспринимать на слух произведение; строить речевое высказывание в устной форме; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; осознанно читать басню с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта;
  • коммуникативные: ученик получит возможность учиться выслушивать разные точки зрения; вступать в диалог; формулировать собственное мнение, участвовать в коллективном обсуждении,
  • регулятивные: ученик получит возможность ставить учебную задачу в сотрудничестве с одноклассниками; планировать свои действия; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий;
  • личностные: ученик получит возможность формировать мотивационную основу учебной деятельности; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Ход урока

Деятельность учителя Деятельность учащихся Примечание
Организационный момент
Организация и проверка рабочего места, создание положительного эмоционального настроя учащихся Проверка готовности рабочего места к уроку.
Кроме обычных учебных принадлежностей на уроке учащимся понадобится раздаточный материал в виде конвертов со схемами и словами.
Этап мотивации и целеполагания
Организация фронтальной работы .
– Прочитай и определи жанр произведения (Слайд 3)
– Что такое псевдоним?
– Какой писатель в молодости взял себе такой псевдоним?
– Давайте вспомним, что такое басня, что высмеивается в баснях, цель написания басен.
– Чем отличается басня? (Слайд 4)

Чтение текста на слайде3 Учащиеся определяют жанр, определяют псевдоним баснописца.
Учащиеся высказывают свои предположения, рассуждают.

Учитель использует мультимедийный комплекс, для показа презентации.
Подготовка к первичному восприятию текста.
Организация фронтальной работы.
Отгадайте загадку и решите ребус. (Слайд 5)
– Догадайтесь, с какой басней мы сегодня познакомимся?
– Кто написал эту басню? (Слайд 6)
– Иван Крылов позаимствовал идею басни о Стрекозе и Муравье у баснописца Лафонтена, который в свою очередь подсмотрел сюжет у менее известного древнегреческого писателя Эзопа (Слайд 7)
– Кто сформулирует тему нашего урока?

Учащиеся отгадывают ребус, загадку, формулируют название басни.

Учащиеся определяют тему урока.


На этом этапе учителю необходимо озвучить названия басен, написанных И. Крыловым.
Этап первичного восприятия
Организация фронтальной работы.
– Послушайте, басню "Стрекоза и Муравей". Читает текст артист театра и кино Игорь Масюк. (Слайд 7)
Проверка первичного восприятия :
– Понравилась ли вам басня?
– Попробуйте сформулировать тему басни, о чем она?
– Прочитайте басню еще раз. Проверка вторичного чтения. Организация работы в группах.
– Установите последовательность иллюстраций и подберите фрагменты из басни (слайд 8)

Учащиеся на слух воспринимают текст басни

Учащиеся рассуждают, высказывают свои предположения, учатся формулировать выводы на основе полученной информации. Учащиеся учатся выслушивать мнения одноклассников, дополняют, исправляют.
Самостоятельное чтение басни.
Работа в группах. Учащиеся учатся ставить учебную задачу, планировать свои действия, распределять задания. Учатся договариваться и взаимодействовать между собой.

Учителю необходимо вспомнить о том, что значит определить тему.

Анализ литературного произведения
Мотивация перечитывания и анализа произведения :
– Если очень внимательно проанализировать басню, заострив внимание на каждом слове, то можно понять любое произведение, несмотря на огромное количество непонятных слов и выражений. Работа с лексическим значением слов и выражений. (Слайды 9-11)

Предположения детей о лексическом значении устаревших слов и выражений: зима катит в глаза, помертвело чисто поле, злой тоской удручена, вешние воды, кум, кумушка.
Организация фронтальной работы учащихся:
– Дайте характеристику персонажам басни (Слайд 12)
– Что вы можете сказать о Муравье? Охарактеризуйте его.
– Какой представляете Стрекозу? (Слайд 12)
– Жалко ли вам Стрекозу?
– Правильно ли поступил Муравей?

Учащиеся дают характеристику героям басни.

Учащиеся высказывают и отстаивают свое мнение.
Учащиеся учатся выслушивать мнения одноклассников.

Организация самостоятельной работы учащихся:
Выберите, как вы хотите поработать в парах, группах или самостоятельно? (Учитель раздает карточки.)
– Ваше задание по стрелочкам из букв и слогов составить пословицу.
– Посмотрите на экран (Слайд 13)
– Постарайтесь по слогам и буквам на экране составить вторую пословицу (Слайд 14)
– Какая пословица подходит к басне и почему?
Рассказ учителя об истории создания памятника баснописца (Слайд 15)

Ученики выполняют задания

Ученики учатся составлять пословицы, доказывают правильность своего выбора.

Ученики внимательно слушают рассказ о создании памятника в Летнем саду.


Кроме обычных учебных принадлежностей на уроке учащимся понадобится раздаточный материал в виде конвертов с карточками
Этап подведения итогов урока. Рефлексия.
Организация оценочной деятельности.
С каким произведением мы сегодня познакомились?
– Кто написал эту басню?
– Чем мы занимались сегодня на уроке?
– Какое задание вам понравилось больше?

– Как вы оцениваете свою работу на уроке?
– Поднимите красный кружок, если считаете, что вы активно работали на уроке;
– желтый кружок, если считаете, что можете работать лучше;
– зеленый – старался, но работал неактивно


Высказывания детей.
Учащиеся учатся выслушивать ответы одноклассников.

Самооценка деятельности на уроке.
Учащиеся оценивают свою работу на уроке в соответствии с поставленными задачами.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

И.А.Крылов. Басня « Стрекоза и Муравей» у рок литературного чтения в 4 классе МБОУ СОШ №13п. Щербиновский

Из каких басен иллюстрации?

Из каких басен иллюстрации? «Лебедь, рак и щука» «Ворона и лисица» «Волк и ягненок» «Лисица и виноград» «Петушок и бобовое зернышко»

1769-1844 Иван Андреевич Крылов

« Люблю, где случай есть пороки пощипать » И.А. Крылов

Басня это литературный жанр с краткой формой повествования, где действуют звери, птицы, вещи, а подразумеваются под ними люди, высмеиваются их пороки. В басне обязательно есть мораль, которая чаще всего выделяется как самостоятельная её часть и располагается либо в начале, либо в конце басни.

Речевая разминка Без работы хоть убей, Жить не может муравей. Над лугом, где пасутся козы, На крыльях прозрачных порхают стрекозы.

Умный Заботливый Труженик Красавица ветреная беззаботная веселая

«Стрекоза и Муравей»

ВОПРОС УРОКА: Мораль басни И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей».

Работа будет оцениваться по следующим критериям Работа будет оцениваться по следующим критериям Как группа распределила работу между собой? Внимательны или отвлекаются участники группы? Все ли выполнили каждое задание? Сколько заданий выполнили за урок? Верно ли выполнили задания? Как организовано взаимодействие в группе? Как оформлены результаты работы? хорошо есть недочёты плохо

Как работать в группах Работай дружно. Спокойно высказывай своё мнение. Уважай мнение другого. Терпеливо выслушивай мысли других. Вместе находи правильное решение. Капитан определяет выступающего.

Голову вскружило. В поле стоит мёртвая тишина Зима катит в глаза. Забыла обо всем. В мягких муравах у нас. Не хочется думать. Оглянуться не успела. Неожиданно наступила зима. В ум пойдет. Быстро прошло. Помертвело чисто поле. Тоскует. Злой тоской удручена. В мягкой траве у нас. Соотнеси.

Сравните.

Мораль басни «Ты всё пела? Это дело: Так пойди же, попляши!»

Домашнее задание (по желанию) Выразительное чтение басни по ролям. Придумать свой конец басни, если бы Муравей всё-таки пустил Стрекозу к себе жить, нарисовать иллюстрацию к басне. Выразительное чтение басни наизусть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Муравьи как домашние питомцы. Исследовательская работа ученика 5 класса Ананьева Георгия

Мы привыкли видеть домашними питомцами кошек, собак, хомяков и попугаев. А муравьев, маленьких суетливых трудяг в лесу или "отвратительных рыжиков" в квартире, мы не замечаем.Но для меня мур...

Презентация исследования "В мире насекомых. Муравьи"

Исследование ученицы 4 класса по теме "Мир шестиногих существ. Муравьи", изучение стадий размножения муравьёв....

Урок с использованием ИТ по басне Крылова "Стрекоза и Муравей"

Анализ басни "Стрекоза и Муравей" основывается на одноименном мультфильме, что позволяет сделать скучную работу интересной и актуальной для детей....

Экологическая операция "Муравей"

Экологическая операция «Муравей»Форма проведения:«экологическая разведка»Получив письмо от муравья-статистика, юные натуралисты выполняют задания. В ходе экологической разведки ребята расши...




Басня – это литературный жанр, в виде краткого рассказа, нередко стихотворный, всегда нравоучительного характера. В начале или в конце произведения сформулирован вывод, основная поучительная мысль – мораль. Герои басни люди, животные, растения, птицы, рыбы, вещи. – это литературный жанр, в виде краткого рассказа, нередко стихотворный, всегда нравоучительного характера. В начале или в конце произведения сформулирован вывод, основная поучительная мысль – мораль. Герои басни люди, животные, растения, птицы, рыбы, вещи.




«Путник и гадюка» Басня показывает, что злая душа не только не платит благодарностью в ответ за добро, но даже восстает против благодетеля. Басня показывает, что злая душа не только не платит благодарностью в ответ за добро, но даже восстает против благодетеля.






ЗАПИШИТЕ. ЗАПОМНИТЕ. Басня – небольшой рассказ в стихах или прозе нравоучительного характера с моральным выводом. Басня – небольшой рассказ в стихах или прозе нравоучительного характера с моральным выводом. Аллегория – иносказательное изображение предметов или качеств людей. Аллегория – иносказательное изображение предметов или качеств людей. Мораль – поучение, вывод в начале Мораль – поучение, вывод в начале или в конце басни. или в конце басни.















С оотношение морали басни с пословицами. Выпиши близкие к морали басни посл-цы. 1. Своя земля и в горсти мила. 2. Уменье и труд всё перетрут. 3. Баловством хлеба не добудешь. 4. Доброе братство милее богатства. 5. Без наук как без рук. 6. Готовь сани летом, а телегу зимой. 7. Один в поле не воин. 8. Землю красит солнце, а человека –труд.




Словарная работа. Нужда – зәрулік, мұқтаждық Нужда – зәрулік, мұқтаждық удручена – огорчена, подавлена удручена – огорчена, подавлена вешние дни – весенние дни вешние дни – весенние дни мурава – молодая трава мурава – молодая трава голубчик – көкетай голубчик – көкетай кум,кумушка – тамыр кум,кумушка – тамыр поплясать – потанцевать поплясать – потанцевать






Домашнее задание 1. Напишите письмо Стрекозы Муравью 1. Напишите письмо Стрекозы Муравью начинается словами: «Здравствуй, кум, начинается словами: «Здравствуй, кум, вот прошло уже ползимы…» вот прошло уже ползимы…» 2. Прочитать следующую басню, найти 2. Прочитать следующую басню, найти мораль. мораль.



Делу время - потехе час.


Догадайтесь, произведение какого литературного жанра мы будем изучать на сегодняшнем уроке?

Небольшой объём

Герои-животные или растения

О животных говорится, как о людях

Часто стихотворная форма

Поучительность


Басня – это короткий ___________, в котором действуют ___________________________, а подразумеваются _ ________ ______,

их __________________.

В баснях высмеиваются _____________ _____ людей: _____________

___________________________________________.

Басня содержит нравоучение –

Цель басен -

животные, растения

поступки, поведение

недостатки

зависть, жадность, лень

назвать порок, воспитать на отрицательном примере.


Отгадай загадку и реши ребус

Кто они? Откуда? Чьи? Льются чёрные ручьи. Дружно маленькие точки Строят дом себе на кочке.



Иван Андреевич Крылов

(1769 - 1844гг.)

Русский писатель, баснописец, академик Петербургской Академии Наук (1841г.). Издавал сатирические журналы "Почта духов" (1789г.) и др. Писал трагедии и комедии, оперные либретто. В 1809 г.- 1843г. создал более 200 басен, проникнутых демократическим духом, отличающихся сатирической остротой, ярким и метким языком. В них обличались общественные и человеческие пороки. Н. В. Гоголь назвал басни И. Крылова "...книгой мудрости самого народа".






Помертвело чисто поле -

на полях пусто, не поют птицы, насекомые попрятались. В поле стоит мертвая тишина.


Объясни лексическое значение слов и выражений

зима наступила стремительно

Зима катит в глаза -


расстроена, обижена,

Злой тоской удручена -

Вешние дни -весенние дни, когда журчат ручьи.

Кум, (кумушка)- в те времена так обращались к знакомому мужчине (женщине)


МОРАЛЬ

Ты всё пела? Это дело:

Так поди же, попляши!

Гулять гуляй, да не загуливайся!


ТАНЦ-МИНУТКА

Утром Стрекоза проснулась,

Потянулась, улыбнулась,

Раз- росой умылась,

Два- изящно покружилась,

Три- нагнулась и присела,

На четыре- полетела,

У реки остановилась,

Над водою закружилась.


Работа в группах.

1 группа- охарактеризовать Муравья

2 группа- охарактеризовать Стрекозу


Дайте характеристику персонажам басни

легкомысленн…

Муравей справедлив…

предусмотрительн…

беззаботн…

трудолюбив…

несерьезн…

Стрекоза правдив…

беспечн…



  • Выучите наизусть басню Крылова "Стрекоза и Муравей"
  • Нарисуйте одного из героев.
  • Кто ещё написал басню «Стрекоза и Муравей»? (интернет)

СПАСИБО!

УСПЕХОВ!


Памятник Крылову в Летнем саду

Во время работы над памятником Крылову в доме скульптора Клодта разместился целый зверинец: осёл, кот, собаки, волк, обезьяны, овца с ягнятами, лиса, журавль, лягушка и многие другие.

«Музыка в баснях Крылова» - Ты с басом, Мишенька, садись против альта. Сначала в басне главное – комедийное вступление. Семья Ивана Андреевича Крылова. Любовь Ивана Андреевича к музыке нашла яркое отражение в его баснях. Ванюша любил бывать на рынке, где однажды он увидел старика-итальянца. Случилось Соловью на шум их прилететь.

«Басни Крылова для 4 класса» - Иван Андреевич Крылов. Герои Крылова. Знаменитые баснописцы. Соотнеси знакомые басни И.А.Крылова с крылатыми выражениями. Проведи исследование басни. Любимые страницы. Страницы биографии И.А.Крылова. Басни И.А. Крылова. Эзоп. Язык басни. Проверим себя. Что такое басня. Знаешь ли ты басни И. А.Крылова.

«Басни Крылова про 1812» - Акростих. Отражение исторических событий. Лексическая работа. Комментарий историков. Притча. Басня. Басня «Волк на псарне». История события. События 1812 года. Отечественная война. Исторический комментарий. Война с Наполеоном. Иван Андреевич Крылов. Аллегории. Кутузов. Как рисует Крылов политическую ситуацию.

«Басни Крылова 5 класс» - У истоков жанра. С 1783 служил в Казенной палате в Петербурге, активно занимался самообразованием. Слева: И. А. Крылов. Номера слайдов. Эзоп – древнегреческий баснописец (VI век до н. э.), считавшийся создателем басни. Г. Куприянов. В. И. Майков. Учение давалось Крылову легко. Поработаем над языком басни.

«Стрекоза и муравей» - Неожиданно наступает зима. Дай ты мне собраться с силой И до вешних только дней Прокорми и обогрей!». Кого можно назвать баснописцем? Стрекоза и Муравей. Алгоритм чтения басни: «Не оставь меня, кум милый! И.А. Крылов «Стрекоза и муравей» И.И.Хемницер «Стрекоза» Л.Н.Толстой «Стрекоза и муравьи». Вопросы для повторения.

«Басни Крылова» - «Кукушка и петух». Эзоп. Веласкес диего. Иван андреевич крылов (1768-1844). «Волк и ягненок». «Слон и моська». «Квартет». Памятник И.А.Крылову в Москве в летнем саду. «Лисица и виноград». «Мартышка и очки». Памятник И.А.Крылову в санкт-петербурге. Существует скульптура на патриарших прудах, посвящённая басням крылова.


Top