Интересные задания с буквой ы. Конспект занятия по обучению грамоте «Звук и буква Ы»

Оборудование: картинки: мыши, сыр, часы, мыльница, усы, сомы. Набор картинок для самостоятельной работы. Карточки-схемы. Карточки со зрительными диктантами. Буквы.

Ход занятия

1. Оргмомент. для губ с физическими упражнениями.

2. Сообщение темы занятия. Сегодня мы продолжим знакомство со звуком «ы».

Мы будим произносить звук, находить звук в словах и тексте, познакомимся с буквой Ы.

3. Нахождение звука «ы» в словах.

Перед детьми выставляются . Дети называют картинки и место звука в слове. Повторяется, что звук «ы» встречается только в середине или в конце слова.

4. Нахождение звука «ы» в тексте.

Дети, послушайте сказку про двух мышат. Постарайтесь запомнить слова со звуком «ы».

Вопросы к сказке. Кто сидел в чулане? (Мыши).

Что грызли мыши? (Тыкву). Что сказал кот, заглянув в чулан? (Что вы делаете?). Как ругалась хозяйка на кота? (Ах ты проказник!) Назовите ещё раз слова со звуком «ы».

Физминутка.

Подвижная игра «Ах, как мыши надоели всё погрызли, всё поели.

Погодите же плутовки, доберёмся мы до вас.

Вот поставим мышеловку

Переловим всех за раз.

5. Знакомство с буквой Ы.

Вот топор, полено рядом.

Получилось то, что надо:

Получилась буква Ы-

Все мы знать её должны.

Работа по карточке. Дети обводят или закрашивают букву Ы. Называют слова на карточке, определяют место звука «ы» и закрашивают нужный квадрат или печатают букву Ы. У.Слуховой диктант.

Логопед называет звуки, дети подбирают нужные буквы.

6. Закрепление произношения звука «ы» в словосочетаниях.

Дети, вспомните, что может идти? (Обратить внимание на вопросы кто? что? т. к. дети их путают).

А вы знаете, что идти может ещё и время?

Как мы узнаём время?

По часам.

Где вы видели часы?

Как они называются?

Перед детьми выставляются различные виды часов.

Эти часы носят на руке. Они наручные.

Эти часы висят на стене. Они настенные.

Эти часы стоят на столе. Они настольные.

Это часы игрушка. Они игрушечные.

А если часы висят на улице, как их называют?

Уличные часы.

Повторить названия часов.

7. Развитие слухового внимания. Хлопнуть в ладоши, услышав слово со звуком «ы».

Волы, мыло, совы, кот, сын, пыль, дым, сон, козы, трубы, дыня, арбуз, тыква.

8. Итог занятия. Оценка работы детей.

Цель: Продолжить знакомство с гласными звуками.

Задачи:

  • Образовательные : Познакомить со звуком [Ы] и графическим образом буквы, учить детей правильно давать акустико-артикуляционную характеристику, формировать навыки звукового анализа.
  • Развивающие : развивать навыки словообразования прилагательных от существительных, развивать мелкую и общую моторику, речевое дыхание и силу голоса, фонематический слух, внимание, мышление, пространственное восприятие;
  • Воспитательные : Воспитывать уважение к ответам товарища.

Оборудование:

Демонстрационный материал: красивый конверт с указанным адресом группы, листочки из лёгкой бумаги, “камни” - буквы, ковёр-“речка”, большой лабиринт c “норками”, картинка-ребус, игрушка мышка, рисунок дома, образец буквы, образцы заданий из рабочего листочка, три короба разной величины.

Раздаточный материал: разрезные картинки на подгруппу детей, рабочие листочки с заданиями, подносы с элементами букв, подносы с фишками чёрного и красного цвета, карточки “дым”.

Ход занятия

1. Оргмомент

Детей встречают на входе в группу. “Доброе утро, ребята! Многие из вас пришли в садик очень рано, а вы не забыли умыться и почистить зубы? Давайте вспомним, как мы это делаем”

Самомассаж и артикуляционная гимнастика

Водичка, водичка, умой моё личико (ладошками рук ведём по лбу от центра к вискам)

Чтобы глазки блестели (от уголков глаз по скулам к вискам )

Чтобы щёчки краснели (круговыми движениями ладошками растираем щёчки)

Чтоб смеялся роток (указательными пальцами рук от центра над верхней губой, а затем под нижней губой ведём к краям губ)

Чист и бел был зубок (улыбнуться, показать зубки и удержать продолжительное время)

Учитель: Сегодня в садик пришло для вас послание из страны звуков и букв! (Показывает конверт) “Дорогие ребята! Приглашаем вас посетить нашу страну, познакомиться с новым звуком и научиться писать букву, обозначающую этот звук”

Работа над силой речевого дыханием

Когда дети дадут своё согласие и отправятся в путь, дорогу перекрывает “быстрая речка”. Но нет переправы.

Учитель спрашивает детей, какое время года на улице и предлагает обосновать ответ. (Дети называют признаки осени.)

Учитель: И у нас листья закрыли всё на подносе. Давайте все вместе глубоко вдохнём носиками и сильно подуем на листья, сложив губы трубочкой.

Дети сдувают листочки и видят “камни ”с буквами А, О, У, Э, И.

Учитель: Эти камни мы используем для переправы через речку.

Камни помещают поперёк речки, и каждый ребёнок по образцу учителя перепрыгивает с камня на камень, называет букву громко и чётко на твёрдой атаке.

Перебравшись на другой берег, дети видят дом. “Кто в домике живёт?” Дети отгадывают ребус (мыши).

3. Сообщение темы.

Работа над словообразованием прилагательного от существительного

Учитель достаёт мышку-хозяйку. “Мышь бывает разная. Как можно назвать мышь, которая живёт в доме человека? (домашняя мышь). Мышь у компьютера? (компьютерная). А мышь, живущая в поле?” (полевая)

Работа над ориентировкой на листе бумаги и развитием слухового внимания.

Перед детьми появляется планшет – лабиринт.

Учитель: У полевой мыши много кладовых и все они соединены подземными ходами. По моей подсказке пройдём в первую кладовую и узнаем, с каким звуком нас хотят познакомить.

Учитель говорит маршрут, а ребёнок ведёт по нему мышку: “Идём от стрелки вверх, поворачиваем направо, вниз, мимо цветочка”. Норку снимают с планшета, переворачивают и видят “?” (вопрос). Учитель показывает карточку с предметами: цветы, стол, стул, кровать. Просит перечислить предметы: ”Что на карточке лишнее? (Цветы.) Почему?(ответы детей) Эта лишняя картинка поможет нам в раскрытии темы занятия. Произнесём ещё раз слово “цветы” и назовём последний звук” (цветы-ы) Дети выделяют звук [ Ы].

4. Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам.

Учитель: Посмотрите в зеркало и произнесите звук [Ы]. Вопросы по схеме:

Губы открыты или смыкаются? (открыты)

Зубы открыты или смыкаются? (открыты)

Где находится язык? (он лежит на дне рта)

Мешает ли что-либо выходить воздушной струе изо рта? (нет)

Вывод: Как мы называем звуки, при произношении которых воздушная струя не встречают преграду? (гласные) Каким условным цветом обозначаем гласный звук? (Красным)

5. Развитие фонематическо слуха.

Учитель предлагает пройти ко второй норке другому ребёнку с мышкой. (Идём вверх, поворачиваем налево, вверх, мимо колокольчика, мимо гриба боровика) С другой стороны норки нарисовано ухо.

Учитель: Я буду называть разные звуки. Когда вы услышите [Ы], хлопните в ладоши. (Небольшим экраном учитель прикрывает рот от глаз детей и произносит звуки) О-в-ы-у-м-ы-э-ы-ш-ы. (Затем слоги) Cа-со-сы-мо-ты-ыр-во.

А теперь предлагаю прогуляться.

Физминутка

1-2(хлопок на слово ) – острова (ладошки “кладём ”на уровне груди )

3-4 (хлопок на слово) – мы поплыли (движения брасом )

5-6 (хлопок на слово ) – будем здесь (присели и хлопаем по коленкам )

7-8 (хлопок на слово) – выше сосен (потянулись на носочках, руки тянутся вверх)

9-10 (хлопок на слово) – мы в пути (шагаем на месте)

Досчитал до десяти. (на каждый слог различные движения)

6. Произношение звука в словах. Определение позиции звука в слове

Учитель: А теперь определим положение звука в словах: в начале, середине или конце слова.

Дети подходят к группе столов с разрезными картинками на каждого ребёнка: на 1 группе столов лежат 4 разрезные картинками: бык, рысь, крыса, рыба, козлы, бобры.

На 2 группе столов лежат разрезные картинки: дыня, тыква, огурцы, помидоры

Учитель: Назовите собранные картинки одним словом. (животные, овощи)

Каждый ребёнок ещё раз называет собранную картинку, выделяя голосом звук [ы], и объясняет, где услышал заданный звук. (В начале, в середине, в конце слова).

Учитель: Придумайте слова, начинающиеся на [Ы]. (Дети не могут назвать) Совместно делают вывод: [Ы] интересен тем, что в русской речи нет слов с него начинающегося.

7. Обозначение звука [ы] буквой “Ы”.

Дети снова подходят к лабиринту и другой ребёнок проходит путь к норке по инструкции. На обратной стороне норки нарисован карандаш. “Ребята, как вы думаете, что мы с вами будем делать сейчас?” (учиться писать букву Ы).

Дети садятся за столы для письменных работ. Учитель показывает на карточке букву Ы. На что буква похожа (ответы детей и вариант учителя). Сколько элементов в букве? Какие? (две вертикальных палочки и один полукруг),

Учитель: Соберите букву Ы по образцу из 3 элементов, которые лежат у каждого на подносе.

Развитие зрительного восприятия.

Учитель: Карандаш решил проверить вас и почти полностью закрыл букву от наших глаз за линиями (показывает карточку и направляет внимание детей на их рабочие листочки) (Приложение)

Найдите букву за линиями и раскрасьте её красным карандашом. А чтобы буква получилась красивой, надо размять пальчики.

Пальчиковая гимнастика.

Учитель показывает и выполняет вместе с детьми: каждый пальчик разминается от основания пальца до его кончика, начиная с большого.

Этот пальчик самый толстый, самый сильный и большой

Этот пальчик для того чтоб указывать его,

Это пальчик самый длинный и стоит он в середине

Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.

Этот пальчик хоть и мал, зато ловок и удал

Затем дети раскрашивают букву.

Учитель: А теперь напишем букву в воздухе: (Учитель объясняет и показывает) сверху вниз рисуем вертикальную палочку, от середины палочки - полукруг в правую сторону, и снова вертикальную палочку сверху вниз.

Несколько раз дети вместе с учителем “пишут” букву в воздухе. Затем учитель ставит образец следующего задания на доску. У детей задание напечатано на рабочих листках. Ребята учатся писать букву простым карандашом 3 движениями по пунктирным линиям. Дети обводят букву на листочках, под красиво написанной буквой ставят точку. Если ребёнок сделает задание быстрее других, ему предлагается дополнительное задание из листочка (найти и обвести все “ы” на рыбке или задание №4 (см. приложение)).

Физминутка;

Белоснежка как проснулась сладко-сладко потянулась. (дети встают на носочки и тянут руки вверх),

Раз нагнулась, два нагнулась (наклоны в стороны)

И ещё раз потянулась. (тянут руки вверх )

А потом бегом-бегом побежала босиком. (бег на месте)

Дети остаются стоять.

8. Развитие фонематических представлений и работа над звуковым анализом и схемой слова “дым”.

В нашем конверте-приглашении находятся звуки: мы их не можем увидеть, но можем услышать. Если звуки назвать быстро в той очерёдности как вы их ловили, то узнаете слово из конверта.

Учитель достаёт и “кидает” звуки [д] (Маша, какой ты звук поймала?) , [ы] (Иван, какой ты звук поймал?),[м]. Какое слово было в конверте? (дым). Молодцы, вы хорошо справились с заданием.

Дети снова подходят к группе столов, на которых стоят подносы с фишками чёрного и красного цвета и карточка. (рис)

Учитель снова спрашивает детей: Какой был первый звук в слове? ([Д] и дети кладут фишку на 1-ю клетку звуковой схемы). Какой был 2-й звук? ([Ы]). А что мы узнали про него? (он гласный, а значит обозначаем красной фишкой. Кладут красную фишку на 2-ю клетку.) Назовите 3-й брошенный вам звук? (м). Кладут чёрную фишку на 3-ю клетку. Всё время обращается внимание детей на то, что кладём фишки слева на право.

Учитель все действия показывает на своём образце. По окончанию просит назвать звук по указанной клетке на образце. ([м],[ ы], [д]). А затем просит убрать фишку с соответствующей ей клетки ([д], [м]).

Учитель: Какой звук остался? ([Ы]). Подойдите к столам с рабочими листочками, найдите такой же звуковой домик и напишите букву Ы во втором окошке. Дети выполняют и задание проверяется.

9. Организация окончания занятия.

Наше занятие подошло к концу.

С каким звуком познакомились?

Какое задание понравилось больше всего?

Учитель: Мне понравилось с вами путешествовать, поэтому на память об уроке для вас приготовлен сюрприз. Он находится не в первом и не в высоком коробе.

Дети отгадывают. Это картинка с последним заданием из рабочего листочка. Детям предлагается выполнить задание – провести мышку по лабиринту к сыру –по желанию самостоятельно или с родителями дома.

Конспект фронтального занятия

Тема: Звук [ы] и буква ы

Цель: знакомство со звуком [ы].

Задачи:

Уточнить артикуляцию звука [ы];

Упражнять детей в образовании существительных множественного числа;

Познакомить детей с образом буквы ы;

Упражнять в умении находить местоположение звука в слове.

Ход занятия:

Ребята, сегодня к нам в гости пришёл сказочный герой, а кто он вы должны отгадать загадку.

Фыркает, когда сердит

Весь колючками покрыт

С головы до ножек

Зверёк этот

(Ёжик) У нашего ёжика есть имя,а какое вы должны отгадать?

Мы сегодня с вами познакомимся с одним очень интересным звуком и его образом – буквой. Поучимся находить этот звук в словах. А чем этот звук так интересен, хотите узнать?

Я вам сейчас прочитаю стихотворение, а вы внимательно послушаете, и попробуйте догадаться, с каким звуком мы будем знакомиться:

Звук – невидимка спрятался в часы,

А его братишка – дедушке в усы.

Дети называют звук [ы].

Молодцы, правильно назвали – это звук [ы]. чтобы научиться произносить этот звук правильно, возьмите зеркала и давайте поупражняемся в его произнесении: губы и зубы приоткрыты, не напряжены, воздух проходит спокойно, не встречая на своем пути преград, голосовые связки вибрируют. После занятия, кто хочет, может поупражняться еще, а сейчас уберите зеркала и вставайте в круг.

3) Характеристика звука.

Звук [ы] – гласный.

Ёжик Пых хочет с вами поиграть в игру «Кто внимательный?».

1. Какой одинаковый звук есть в словах: дым, бык, лыжи, сыр, рыба, рысь?

Ёжик Пых предлагает вам поиграть в игру «Поймай звук»,

когда услышите звук Ы хлопайте в ладоши, а когда другие звуки поднимаем руки вверх

а) в звуках: у, а, э, ы, о, у, и, ы.

б) в слогах: ры,ри,бы, пы.

в) в словах: рысь, картина, мыло, утка, тыква, хлеб, сыр, пылесос.

А кто знает слова, начинающиеся со звука [ы]?

Нет слов начинающихся со звука [ы].

Но в словах этот звук встречается часто. Его можно услышать в середине или в конце слова. Давайте ребята поищем слова с этим звуком.

Ёжик Пых предлагает вам поиграть в игру «Один – много».

Образуйте множественное число от слов: лев – (львы), шарф – (шарфы), зонт – (зонты), стол – (столы), пол – (полы), сыр – (сыры).

Физминутка:

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

ножками потопали,

ручками похлопали.

покрутились, повертелись

и за партами все уселись.

глазки крепко закрываем,

дружно до 5 считаем.

открываем, поморгаем

и работать продолжаем.

Образование существительных множественного числа.

У его соседей сад, у звука [ы] – сады (пример говорит воспитатель далее множественное число образуют дети).

У соседей выросла ягода, а у звука [ы] – ягоды.

У соседей перед домом клумба, а у звука [ы] – клумбы.

Ёжик Пых приготовил для вас загадки. Кто отгадывает поднимает руку.

Сама крошка, боится кошки,

Под полом живет, туда все несет.

(Мышь.)

Мы, проворные сестрицы,

Быстро бегать мастерицы.

В дождь – лежим,

В мороз – бежим:

Уж такой у нас режим.

(Лыжи.)

Всегда он в работе,

Как мы говорим,

А отдыхает, когда мы молчим.

(Язык.)

В воде она живет,

Нет клюва, а клюет.

(Рыба.)

Мы ходим ночью, ходим днем,

Но никуда мы не уйдем.

(Часы.)

Итог занятия.

С каким звуком мы сегодня познакомились? (Звук [ы]).

Что на занятии вас сегодня заинтересовало, понравилось?

Обучение грамоте дошкольников. Звук и буква Ы

Цель: формирование фонетико-фонематического восприятия
Задачи:
1.Учить четко произносить звук «Ы» изолированно, в слогах и словах.
2.Учить выделять звук из ряда гласных и из конца слова.
3.Учить образовывать множественное число существительных при помощи звука «Ы».
4.Познакомить с буквой Ы.
5.Развивать слуховое внимание, память, логическое мышление, зрительное и фонематическое восприятие, мелкую моторику, графические навыки.
Оборудование: зеркала, предметные картинки, символ звука, буквы Ы из наждачной бумаги или другого шершавого материала, грецкие орехи, тетради логопедических заданий, красные карандаши, доска, фасоль.

Ход занятия

1. Организационный момент.
Предложить детям определить гласный звук по артикуляции.
2.Упражнение «Медведь».
Учитель-логопед:
К нам в гости пришел медведь. Посмотрите, какой он? Назови¬те его ласково.
Послушайте, как он рычит: «Ы-ы-ы-ы».
Какой звук вы услышали?
3.Упражнение «Звук „Ы"».
Уточнить артикуляцию звука «Ы» перед зеркалами.
Предложить произнести звук хором, каждому ребенку.
Познакомить с характеристикой звука, его символом.
Выделить звук «Ы» на слух из ряда гласных. (Логопед произносит гласные звуки. Когда дети слышат звук «Ы», хлопают в ладоши.)
4.Игра «Повтори, не ошибись».
Логопед произносит ряд слогов, а дети хором или индивидуально повторяют: ты-мы-пы, вы-фы-ды, бы-ны-вы, мы-пы-ды.
5.Упражнение «Где звук „Ы"?».
Выделить звук «Ы» из состава слов (по предметным картинкам): весы, банты, усы, мосты, цветы, часы.
6.Упражнение «Множественное число».
Предложить детям назвать слова во множественном числе по кар-тинкам с изображением одного предмета. Если слово названо правильно, выставить картинку с изображением нескольких та¬ких же предметов. Выделить звук в конце образованного слова (бант, кот, кит, кнут, бинт, дуб).
7. Физкультминутка.
Жили-были прыгуны - Дети ходят по кругу.

Мы допрыгнем до Луны - Ходьба по кругу.
Прыг, прыг, прыг, прыг. Прыжки на двух ногах.
8.Игра «Живые звуки».
Звуки встали в ряд: «АУЫ» («ЭУЫ», «ИЭЫ» и т.д.). Где слы-шится звук «Ы»? (В конце ряда.)
«АЫО» («ОЫА», «ЭЫУ» и т.д.). Где слышится звук «Ы»? (В середине ряда.)
9.Упражнение «Подарки феи Фонетики».
Фея Фонетика прислала нам картинки. Назовите, что на них нарисовано. Где слышится звук «Ы» в слове «дым» («бык», «мыло», «сыр», «дыня», «тыква», «мышка»)?
10. Упражнение «Буква Ы».
Рассмотреть букву Ы и выделить ее элементы, обвести по контуру букву Ы из наждачной бумаги.
Прочитать и повторить с детьми стихотворение про букву Ы:
А бедняжка буква Ы
Бродит с палочкой, увы!
11.Упражнения с грецким орехом: 2-3 упражнения (Горочка, Кулачки).
12.Работа в тетради логопедических заданий.
Логопед объясняет и показывает написание на доске. «Пишет» букву вместе с детьми в воздухе, проговаривая последовательность ее написания.
13.Итог занятия.

Здравствуйте, Друзья!

С этими буквами алфавита я вас уже познакомила — А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, Ж, З, И, Й, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Ъ, Ь.

Теперь вы знаете эти буквы , узнаете их и свободно находите в журналах, на этикетках, в витринах магазинов и еще много где они вам встречаются. Возможно, уже читаете короткие слова, состоящие из каких-либо выученных букв.

Пишите эти буквы в тетрадях в линеечку или в клеточку, в альбоме по рисованию, раскрашивайте или заштриховывайте их. Тренируйте свою руку, развивайте , чтобы в будущем писать красиво и креативно мыслить.

При подготовке к школе , чтобы выучить буквы с ребенком применяйте кубики с изображением букв, карточки, лото, магнитную азбуку , её удобно использовать на холодильнике.

Следующая буква Ы. Придумать слово на букву Ы невозможно, потому что таких слов нет. Но зато в середине и в конце слов Ы встречается довольно часто.

Раскрась обе буквы красным цветом с левой стороны рисунка. Нарисуй в букве кружочки по образцу. Найди и раскрась букву Ы с левой стороны рисунка.

Ы - это гласный звук.


Соедини с буквой Ы только те предметы, названия которых оканчиваются звуком Ы.


Подчеркни такую же букву, как внизу слева. Обведи в кружок все буквы Ы справа.

Сделай квадраты одинаковыми слева. Чем отличаются два квадрата справа?


Допиши букву Ы . Зачеркни букву, отличающуюся от остальных.

Напиши по образцу.

Скопировать все картинки на свой компьютер можно так:

Правой кнопкой мышки щелкните на картинку в появившемся диалоговом окне выберите «Сохранить картинку как» и сохраните в любом удобном месте (папке) у себя на компьютере. Затем можете распечатать все картинки на принтаре. Вы также можете сами по данным образцам написать на листе бумаги все задания и заниматься со своим ребенком.

Расскажите своим друзьям, у которых детки готовятся к школе .

С уважением - Лидия Витальевна.


Top