Что все его составляющие компоненты. Здоровый образ жизни и его составляющие компоненты

Материалы, составляющие компьютер

Компьютер состоит из четырёх основных компонентов:

Системный блок.

Клавиатура.

Монитор.

Системный блок обычно собирают из пластмассы, реже из металлов. Платы находящиеся внутри блока крепятся к металлическим направляющим.

В системном блоке расположены такие важные детали, как материнская плата, блок питания, электронные схемы (процессор, контролёры устройств и т.д.), дисководы (накопители). Все эти элементы собранны из разных материалов.

Блок питания обеспечивает работу всех элементов, составляющих компьютер. Электропитание всех элементов компьютера осуществляется по проводам, сплетённым в жгуты, основу которых составляет металлический провод способный проводить электрический ток, обычно из меди или алюминия.

На материнской плате, так же, как и на других платах, которые находятся в других элементах компьютера, расположено множество деталей припаянных на токоведущие дорожки из меди, нанесённых на текстолит. Это микросхемы, транзисторы, диоды, сопротивления, конденсаторы. Микросхемы, транзисторы и диоды сделаны из кремния или германия. Сопротивления из угля. Конденсаторы из слюды. Так же на материнской плате расположены разъёмы, в которые подключаются процессор, контролёры устройств, видеокарта и другие элементы, входящие в компьютер. Металлические контакты разъёмов позолочены, для улучшения токопроводности в контактной зоне.

Центральный процессор - это «мозг» компьютера. Он определяет основные характеристики компьютера. Микропроцессор- это большая интегральная схема, сформированная на кристалле кремния. Кремний обладает полупроводниковыми свойствами, его проводимостью можно управлять путём введения примесей. Микропроцессор содержит миллионы транзисторов соединённых между собой тонкими проводниками из алюминия или меди.

Изготовление микропроцессора сложный технический процесс. Он включает в себя много этапов. Отметим одно: микропроцессоры формируются на поверхности тонких пластин кремния, которые нарезают из длинных цилиндрических кристаллов кремния, выращенных из расплава кремниевого песка. Далее на эти пластины наносятся тончайшие слои различных материалов. На них фотолитографическим способом слой за слоем формируют «рисунок» будущей микросхемы.

Так как в процессе работы отдельные элементы электронных схем нагреваются, от них надо отводить излишнее тепло. Для этой цели служат радиаторы, которые прикрепляются к этим деталям.

Радиаторы - это металлические пластины с ребристой поверхностью, за счёт этого улучшается теплообмен между деталью и окружающей средой. Радиаторы обычно изготавливают из алюминия или меди.

Компьютер комплектуется приводом для гибких дисков, CD или DVD приводом для CD или DVD дисков, винчестером (жёсткий диск). Они служат для хранения информации.

Винчестер - это коробка, сделанная из металла и пластмассы, которая защищает находящиеся внутри неё плату с деталями, управляющие работой жёсткого диска и сам жёсткий диск, на котором записана информация. Жёсткий диск представляет собой пластмассовые, керамические, алюминиевые или стеклянные круглые пластины, на которые нанесено специальное магнитное покрытие. При воспроизведении диск вращается и с него с помощью лазерного луча снимается информация, которая храниться на диске.

Гибкие магнитные диски состоят из пластмассового корпуса, в котором заключён сам диск, сделанный из пластмассы или керамики.

В настоящее время гибкие магнитные диски вытесняют компакт-диски CD или DVD. Сделаны они из тех же материалов, что и жёсткий диск.

Клавиатура - это пластмассовый корпус, на лицевой стороне которой расположены клавиши с изображением букв и цифр. Внутри неё расположена плата, которая преобразует сигнал и выводит его в системный блок.

Мышь тоже имеет пластмассовый корпус, на лицевой стороне которой находятся две кнопки. Существует несколько конструкций мыши. Наиболее распространена оптико-механическая мышь. Основным элементом её является тяжёлый обрезиненный шарик. К шарику внутри корпуса прижаты два ролика с вертикальной и горизонтальной осями вращения. При движении мыши ролики приводят во вращение диски с прорезями, по обеим сторонам которых находятся пары светодиод - фотодиод. Существуют так же оптические мыши. В них свет испускаемый светодиодом отражается от коврика и попадает на фотодетектор. Эта мышь не имеет механических частей и служит намного дольше оптико-механической мыши.

Основным устройством для вывода информации из компьютера является монитор. Основная функция монитора - предоставление зрительной информации.

Существует три типа мониторов:

Электронно-лучевая трубка (ЭЛТ).

Жидкокристаллические (ЖК)

Плазменные (TFT)

ЭЛТ - мониторы или кинескопы состоят из герметической стеклянной колбы, электронной пушки и отклоняющей системы. Внутренняя поверхность экрана покрыта люминофором, который испускает свет при бомбардировке его электронами, которые вылетают из электронной пушки. В качестве люминофора используют химические соединения на основе редкоземельных металлов - европия, иттрия, эрбия и др. В цветных ЭЛТ - мониторах люминофор состоит из дискретных элементов, которые воспроизводят основные цвета - красный, зелёный, синий, при попадании на них электронов. Для воспроизведения этих цветов используются три электронных пушки, по одной на каждый цвет.

Жидкокристаллические мониторы состоят из вещества, которое находится в жидком состоянии, но при этом обладает некоторыми свойствами, присущими кристаллическим телам. Жидкие кристаллы обладают анизотропией оптических свойств, связанных с упорядоченностью в ориентации молекул. Жидкокристаллические вещества были открыты ещё в 1888 г. Однако впервые они были использованы для создания калькуляторов и цифровых часов во второй половине 20 века.

Работа ЖК-панелей основана на явлении поляризации светового потока. Известно, что некоторые жидкие вещества, как и кристаллы, способны пропускать только ту составляющею света, вектор электромагнитной индукции которой лежит в плоскости, параллельной оптической плоскости поляроида. Для оставшейся части светового потока поляроид будет непрозрачным. Эти вещества за их схожесть с кристаллическими веществами по электрооптическим свойствам назвали жидкими кристаллами. Экран ЖК-монитора имеет несколько слоёв, ключевую роль играют две стеклянные панели и тонкий слой жидких кристаллов между ними.

Плазменные (TFT) мониторы состоят из тонкоплёночных транзисторов и обладают рядом преимуществ перед ЖК-мониторами. У них пониженное потребление энергии и теплоотдачей. Панель на основе TFT устроена таким образом: в стеклянной пластине один за другим интегрированы три цветных фильтра (красный, зелёный, синий). Каждый пиксель представляет собой комбинацию трёх ячеек или субпиксельных элементов. Принцип работы плазменной панели состоит в управляемом холодном разряде разреженного газа (ксенона или неона), находящегося в ионизированном состоянии (холодная плазма). Рабочим элементом (пикселем) формирующим точку в изображении, является группа из трёх субпикселей, ответственных за три основных цвета соответственно. Необходимо отметить стойкость плазменных мониторов к электромагнитным полям, что позволяет их использовать в промышленных условиях.

НА ЗДОРОВЬЕ НАСЕЛЕНИЯ.

Тема: АТМОСФЕРНЫЙ ВОЗДУХ, ЕГО ХИМИЧЕСКИЙ СОСТАВ И ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ СОСТАВНЫХ ЧАСТЕЙ.

АТМОСФЕРНЫЕ ЗАГРЯЗНЕНИЯ; ИХ ВЛИЯНИЕ

Газовая оболочка земли называется атмосферой. Общий вес земной атмосферы составляет 5,13 × 10 15 тонн.

Воздух, образующий атмосферу, представляет собой смесь различных газов. Основными из них являются:

Кислород 20,95

Углекислый газ 0,03

Инертные газы около 1 %

Озон 0,000001

Радон 6,10 -18

Остановимся на характеристике отдельных составных частей воздуха.

Главной составной частью атмосферы является азот. Азот является инертным газом. Он не поддерживает дыхания и горения. В атмосфере азота жизнь невозможна.

Азот играет важную биологическую роль. Азот воздуха усваивается некоторыми видами бактерий и водорослями, которые образуют из него органические соединения.

Под влиянием атмосферного электричества образуется небольшое количество ионов азота, которые вымываются из атмосферы осадками и обогащают почву солями азотистой и азотной кислоты. Соли азотистой кислоты под влиянием почвенных бактерий превращаются в нитриты. Нитриты и соли аммиака усваиваются растениями и служат для синтеза белков.

Таким образом, осуществляется превращение инертного азота атмосферы в живую материю органического мира.

Биологическое значение азота не ограничивается его участием в круговороте азотистых веществ. Он играет важную роль как разбавитель кислорода атмосферы, так как в чистом кислороде жизнь невозможна.

Увеличение содержания азота в воздухе вызывает гипоксию и асфиксию вследствие снижения парциального давления кислорода.

При повышении парциального давления азот проявляет наркотические свойства (например, водолазные, кессонные работы).

Наиболее важным из компонентов атмосферы является газообразный кислород (О 2) .

Биологическая роль кислорода чрезвычайно велика. Без кислорода невозможна жизнь. Земная атмосфера содержит 1,18 × 10 15 тонн кислорода.

В природе непрерывно идут процессы потребления кислорода: дыхание человека и животных, процессы горения, окисления. В то же время непрерывно идут процессы восстановления содержания кислорода в воздухе (фотосинтез). Растения поглощают углекислый газ, расщепляют его, усваивают углерод, а кислород выделяют в атмосферу. Растения выбрасывают в атмосферу 0,5 × 10 5 миллионов тонн кислорода. Этого достаточно чтобы покрыть естественную убыль кислорода. Поэтому содержание его в воздухе постоянно и составляет 20, 95%.

Непрерывное течение воздушных масс перемешивают тропосферу, вот почему не наблюдается разницы в содержании кислорода в городах и сельской местности. Концентрация кислорода колеблется в пределах нескольких десятых процентов.



При падении парциального давления кислорода у человека и животных наблюдаются явления кислородного голодания. Значительные изменения парциального давления кислорода наступают при подъеме вверх над уровнем моря. Явления кислородной недостаточности могут наблюдаться при подъемах в горы (альпинизм, туризм), при авиаперелетах. Подъем на высоту 3000м может вызвать высотную или горную болезнь.

При длительном проживании в высокогорной местности у людей развивается привыкание к недостатку кислорода и наступает акклиматизация.

Высокое парциальное давление кислорода неблагоприятно для человека. При парциальном давлении более 600 мм уменьшается жизненная емкость легких. Вдыхание чистого кислорода (парциальное давление 760 мм) вызывает отек легких, пневмонию, судороги.

Озон является составной частью атмосферы. Масса его составляет 3,5 миллиарда тонн. Содержание озона в атмосфере меняется по сезонам года: весной оно высокое, осенью низкое. Содержание озона зависит от широты местности: чем ближе к экватору, тем оно ниже.

Концентрация озона неравномерно распределяется по высоте. Наиболее высокое его содержание наблюдается на высоте 20-30 км.

Озон непрерывно образуется в стратосфере. Под влиянием ультрафиолетовой радиации солнца, молекулы кислорода диссоциируют (распадаются) с образованием атомарного кислорода. Атомы кислорода рекомбинируются (соединяются) с молекулами кислорода и образуют озон (О 3). На высоте выше и ниже 20-30 км процессы фотосинтеза (образования) озона замедляются.

Наличие слоя озона в атмосфере имеет большое значение для существования жизни на Земле.

Озон задерживает коротковолновую часть спектра солнечной радиации, не пропускает волны короче 290 нм (нанометров). При отсутствии озона жизнь на земле была бы невозможна, вследствие губительного действия короткой ультрафиолетовой радиации на все живое.

Увеличение озона в воздухе наблюдается при грозе в результате разрядов атмосферного электричества.

Озон относится к числу токсических веществ. Значительное повышение его концентрации в воздухе приводит к фотохимическому окислению органических веществ, которые поступают в атмосферу с выхлопными газами автомобилей и выбросами промышленности. Озон оказывает раздражающее действие на слизистые оболочки глаз, носа, горла в концентрации 0,2-1 мг/м 3 .

Углекислый газ (СО 2) находится в атмосфере в концентрации 0,03%. Общее количество его равно 2330 миллиардов тонн. Большое количество углекислого газа содержится в растворенном виде в воде морей и океанов. В связанном виде он входит в состав доломитов и известняков. Атмосфера постоянно пополняется углекислым газом в результате процессов жизнедеятельности живых организмов, процессов горения, гниения, брожения. Человек выделяет в день 580 л углекислого газа. Большое количество углекислого газа выделяется при разложении известняков.

Несмотря на наличие многочисленных источников образования, существенного накопления углекислого газа в воздухе не происходит. Углекислый газ постоянно ассимилируется (усваивается) растениями в процессе фотосинтеза.

Кроме растений регулятором содержания углекислого газа в атмосфере являются моря и океаны. При повышении парциального давления углекислого газа в воздухе, он растворяется в воде, а при снижении выделяется в атмосферу.

В приземной атмосфере наблюдаются небольшие колебания концентрации углекислого газа: над океаном она ниже, чем над сушей; в лесу выше, чем в поле; в городах выше, чем за городом.

Углекислый газ играет большую роль в жизнедеятельности животных и человека. Он является побудителем дыхательного центра.

Повышение содержания углекислого газа в воздухе оказывает неблагоприятное воздействие на организм человека, вызывает учащение дыхания, раздражение слизистых оболочек. В воздухе жилых и общественных зданий содержание углекислого газа нормируется. Предельно допустимая концентрация (ПДК) составляет 0,1%. В атмосферном воздухе присутствует некоторое количество инертных газов : аргона, неона, гелия, криптона и ксенона. Эти газы относятся к нулевой группе таблицы Менделеева, не вступают в реакции с другими элементами, являются инертными в химическом смысле.

Кроме составных частей атмосферы, в ней содержатся различные примеси природного происхождения и загрязнения, вносимые в результате деятельности человека. Этоатмосферные загрязнения.

Искусственные источники атмосферных загрязнений делят на 4 группы:

1. транспорт;

2. промышленность;

3. теплоэнергетика;

4. сжигание мусора.

Остановимся на их краткой характеристике.

Современная ситуация характеризуется тем, что объем выбросов автомобильного транспорта превышает объем выбросов промышленных предприятий.

Один автомобиль выбрасывает в воздушный бассейн более 200 химических соединений. Каждый автомобиль потребляет в год в среднем 2 тонны топлива и 30 тонн воздуха, а выбрасывает в атмосферу 700 кг оксида углерода (СО), 230 кг несгоревших углеводородов, 40 кг окислов азота (NО 2) и 2-5 кг твердых веществ.

Промышленные предприятия по степени наносимого вреда окружающей среде занимают второе место после транспорта.

Наиболее интенсивно загрязняют атмосферный воздух предприятия черной и цветной металлургии, нефтехимической и коксохимической промышленности, а также предприятия по производству строительных материалов. Они выбрасывают в атмосферу десятки тонн сажи, пыли, металлов и их соединений (меди, цинка, свинца, никеля, олова и др.).

Поступая в атмосферу, металлы загрязняют почву, накапливаются в ней, проникают в воду водоемов.

В районах расположения промышленных предприятий, население подвергается риску неблагоприятного воздействия атмосферных загрязнений.

Помимо твердых частиц промышленность выбрасывает в воздух различные газы: серный ангидрид, окись углерода, окислы азота, сероводород, углеводороды, радиоактивные газы.

Загрязняющие вещества могут длительно находиться в окружающей среде и оказывать вредное влияние на организм человека.

Массивное загрязнение атмосферы наблюдается при сжигании твердого и жидкого топлива на теплоэлектростанциях. Они являются основными источниками загрязнения атмосферы окислами серы и азота, окисью углерода, сажей и пылью. Для этих источников характерна массивность загрязнения атмосферного воздуха.

В настоящее время известно много фактов неблагоприятного влияния атмосферных загрязнений на здоровье людей. Атмосферные загрязнения оказывают на организм человека как острое, так и хроническое воздействие.

Примерами острого влияния атмосферных загрязнений на здоровье населения являются токсические туманы. Концентрации токсических веществ в воздухе возрастали при неблагоприятных метеорологических условиях.

Хроническое действие проявляется в повышении общей заболеваемости населения по причине загрязнения атмосферы.В результате воздействия атмосферных загрязнений в промышленных центрах наблюдается повышение:

Общего уровня смертности от сердечно-сосудистых заболеваний и болезней органов дыхания;

Острой неспецифической заболеваемости верхних дыхательных путей;

Хронических бронхитов;

Бронхиальной астмы;

Эмфиземы легких;

Рака легких;

Снижение продолжительности жизни и творческой активности.

Органы дыхания, пищеварительная система и кожа являются «входными воротами» для токсических веществ и служат мишенями их прямого и опосредованного действия.

Влияние атмосферных загрязнений на условия жизни расценивается как непрямое (косвенное) воздействие атмосферных загрязнений на здоровье населения.

Оно включает:

Снижение общей освещенности;

Снижение ультрафиолетовой радиации солнца;

Изменение климатических условий;

Ухудшение жилищно-бытовых условий;

Отрицательное воздействие на зеленые насаждения;

Отрицательное воздействие на животных.

Вещества, загрязняющие атмосферу, также наносят большой ущерб зданиям, сооружениям, строительным материалам.

Все вышесказанное свидетельствует о том, что охрана атмосферного воздуха от загрязнения является проблемой чрезвычайной важности и объектом пристального внимания специалистов во всех странах мира.

Все мероприятия по охране атмосферного воздуха должны осуществляться комплексно по нескольким направлениям:

1. Законодательные меры. Это принятые правительством страны законы, направленные на охрану воздушной среды;

2. Рациональное размещение промышленных и жилых зон;

3. Технологические мероприятия, направленные на снижение выбросов в атмосферу;

4. Санитарно-технические мероприятия;

5. Разработка гигиенических нормативов для атмосферного воздуха;

6. Контроль за чистотой атмосферного воздуха;

7. Контроль за работой промышленных предприятий;

8. Благоустройство населенных мест, озеленение, обводнение, создание защитных разрывов между промышленными предприятиями и жилыми комплексами.

Среда - также объективный элемент конфликта. Она включает сово­купность объективных условий конфликта и оказывает существенное влияние на причины его возникновения и всю динамику.

С точки зрения уровней социальной системы различают микро- и макросреду конфликта. Микросреда конфликта - это совокупность условий взаимодействия людей, непосредственно влияющих на меж­личностный и межгрупповой конфликт. Масштаб микросреды - это малая социальная группа. Макросреда конфликта включает в себя те условия, которые влияют на развитие конфликтов между большими социальными группами и государствами. Хотя опосредованно макро­среда влияет, конечно, и на развитие конфликтов на уровне отдельных личностей и малых групп.

По природе составляющих ее компонентов можно выделить три среды конфликта: (1) физическую, (2) общественно-психологи­ческую и (3) социальную. Все они проявляются как на микро-, так и на макроуровнях социальной системы и могут служить не только условиями протекания конфликта, но его объектом. Так, борьба может вестись за чистый воздух, улучшение социально-психоло­гического климата на предприятии или социальных условий жиз­ни людей.

Физическая среда конфликта - это совокупность физических, гео­графических, климатических и экологических условий и факторов, в которых протекает противоборство.

На микроуровне физическая среда конфликта включает совокуп­ность таких внешних условий взаимодействия людей, как чистота воздуха, уровень освещенности и шума на рабочем месте. Всякий, кто работал в плохо освещенной лаборатории, в шумном цехе, в за­пыленном и загрязненном помещении, мог неоднократно убедиться в негативном влиянии этих факторов на развитие межличностных и межгрупповых конфликтов. Причем и сами эти условия могут стано­виться объектом конфликтов как между администрацией и сотруд­никами, так и между самими сотрудниками.

На макроуровне физическая среда представлена географически­ми, климатическими и экологическими факторами, которые могут оказывать существенное влияние на развитие конфликта. Известно, какое большое значение для хода военных операций имеют клима­тические условия. Как и на микроуровне, на макроуровне физиче­ская среда может выступать также в качестве объекта конфликта.

Примером может служить деятельность Гринпис - международной организации по защите окружающей среды, которая ведет порой отчаянную борьбу за сохранение ее в чистом виде. О важности учета экологического фактора в возникновении конфликтов свидетельст­вует и тот факт, что, по данным социологических исследований, в 2000 г. среди проблем, вызывающих наибольшую тревогу населе­ния, 8,5% опрошенных назвали плохую экологическую обстановку в регионе (городе).

В наше время становится все более актуальным учет влияния на развитие социальных конфликтов географического фактора. Геополи­тики прямо и недвусмысленно обращают внимание на его огромное значение в политической жизни общества, в том числе и в возникно­вении социальных конфликтов.

Сегодня все государства в своей политике стараются активно ис­пользовать этот фактор в интересах военно-политической, экономи­ческой и экологической безопасности своих стран.

Общественно-психологическая среда конфликта - это совокупность тех настроений, мнений, забот, чувств и переживаний, в которых развивается конфликт. Эти факторы являются объективными для участников конфликта, ибо они заданы им изначально и не зависят от их воли, сознания и желаний. Эта среда, как и физическая, прояв­ляется на микро- и макроуровнях общественной системы.

На микроуровне, например в рамках организации, общественно-психологическая среда - это психологический климат данного кол­лектива, его общий настрой, который может быть в большей или меньшей степени мажорным или минорным, оптимистическим или пессимистическим и т.д.

На макроуровне социальной системы, то есть на уровне всего общества, общественно-психологическая среда определяется гос­подствующими в обществе настроениями, чувствами и эмоциями, которые проявляются на уровне больших социальных групп и всего народа. В отдельные периоды в обществе могут преобладать чувства страха, неуверенности и беспокойства, которые испытывают целые слои населения. В другие времена, напротив, общественная психо­логия народа может быть мажорной, характеризоваться спокойст­вием, бодростью и эмоциональным подъемом. Первый тип общест­венно-психологической среды способствует развитию конфликтного поведения, второй, напротив, - более быстрому и легкому разре­шению конфликта.

В нашем обществе мажорная и оптимистическая общественно-психологическая среда жизни людей существовала в годы после по­беды в Великой Отечественной войне. В последнее десятилетие ми­нувшего века, напротив, преобладали минорные настроения, чувство страха, отчаяния и подавленности. Об этом свидетельствуют, в част­ности, результаты общероссийского социологического опроса, про­веденного Российским независимым институтом социальных и на­циональных проблем (РНИСиНП) в марте 2000 г. Были опрошены представители 11 социально-профессиональных групп населения: рабочие, интеллигенция, работники торговли, служащие, предпри­ниматели, военнослужащие, жители городов и сел, студенты, безра­ботные. Как показало исследование, доля россиян, характеризую­щихся в это время благоприятным психологическим настроем (спо­койствием, уравновешенностью, бодростью), составляла немногим более 15%. Треть населения пребывала в промежуточном состоянии между угнетенностью и уравновешенностью. Но свыше 40% наших сограждан испытывали страх, отчаяние, подавленность и озлоблен­ность. По признанию россиян, довольно часто они испытывают та­кие чувства, как чувство несправедливости всего происходящего во­круг (68%), чувство стыда за нынешнее состояние страны (54%), чув­ство невозможности продолжать жить так, как сейчас (49%), чувство одиночества и ненужности никому (49%), чувство страха перед бес­пределом и преступностью в стране.

Такой неблагоприятный психологический климат в обществе, безусловно, способствует возникновению конфликтов на самых раз­ных уровнях, в том числе и межличностных и внутриличностных конфликтов.

Большое значение в формировании общественно-психологичес­кой среды на разных уровнях социальной системы принадлежит средствам массовой информации. Своей информационной полити­кой и технологиями они могут способствовать как затуханию кон­фликтов в обществе, так и раздуванию их.

Социальная среда конфликта - это совокупность общественных усло­вий, при которых возникает и развивается противоборство сторон. Самыми общими и фундаментальными факторами социальной среды конфликта являются тип цивилизации, общественно-экономические условия жизни и социально-политическое устройство общества. Но в социальную среду конфликта входит также вся социокультурная ре­альность, окружающая человека. Как и всякая другая, социальная среда конфликта оказывает важное влияние на его динамику и спо­собы разрешения. В обществе, находящемся в глубоком социально-экономическом и политическом кризисе, все виды конфликта будут испытывать мощное влияние этого фактора.

По данным общероссийского социологического опроса, прове­денного РНИСиНП в 2000 г., к проблемам, вызывающим наиболь­шую тревогу населения (в %), среди социальных факторов относятся следующие:

Снижение уровня жизни (50,4%);

Неуверенность в завтрашнем дне (27,9%);

Состояние медицинского обслуживания (24,6%);

Отсутствие работы или опасение потерять ее (20,5%);

Тяжелое экономическое положение страны (спад производства
и т.п.) (19%);

Коррупция, произвол чиновников (18,3%);

Преступность, неуверенность в своей безопасности (16,2%).

Можно с большой степенью надежности утверждать, что улучше­ние положения дел в социальной сфере жизни людей будет способст­вовать резкому снижению уровня конфликтности как на уровне все­го общества, так и внутри организации, на межличностном и внутриличностном уровнях.

К личностным элементам конфликта относятся психофизиологиче­ские, психологические, этические и поведенческие свойства отдель­ной личности, которые оказывают влияние на возникновение и раз­витие конфликтной ситуации.

Черты характера личности, ее привычки, чувства, воля, интересы и мотивы - все эти и многие другие ее качества играют огромную роль в динамике любого конфликта. Но в наибольшей степени их влияние обнаруживается на микроуровне, в межличностном кон­фликте и в конфликте внутри организации. Среди личностных элементов конфликта прежде всего следует назвать:

(1) основные психологические доминанты поведения;

(2) черты характера и типы личностей;

(3) установки личности, образующие идеальный тип индивидуаль­ности;

(5) манеры поведения;

(6) этические ценности.

Различия названных характеристик людей, их несовпадение и противоположный характер могут служить основанием конфликта.


Под качеством услуги, сервисного продукта понимается комп­лекс их полезных свойств, нормативно-технологических характе­ристик обслуживания, благодаря которым общественные и инди­видуальные потребности удовлетворяются на уровне установлен­ных требований, сопоставимых как с национальными традициями так и с мировыми стандартами. Полезными свойствами услуги выступают те объективные характеристики, которые проявляются при ее потреблении, отвечают запросам и нуждам потребителей, а также государственно-нормативным правовым критериям.

Таким образом, понимание качества заключает в себе экономическую составляющую + основывается на нормативно-правовой базе. Качество имеет разную степень выраженности (высший, средний, низкий) в зависимости от стоимости, на которую согласен потребитель. Проблема качества как экономическая категория возникла вместе с развитием общественного производства, с началом генерирования услуг как ответ на повседневные потребности людей.

Сегодня все производители мира озабочены проблемой повышения качества производства, включая и производство услуг. Положительный результат повышения качества сервисной продукции важен для всех участников и сторон.

Главное же состоит в том, что качество услуги повышает ее конкурентоспособность на рынке.

Однако показатели качества, а также проблемы, связанные с выпуском качественной продукции, специфичны для каждой отрасли, в том числе и для сферы туризма.

В настоящий момент понятие качества как категории нормировано и определяется стандартами.

Самоконтроль и ведомственный контроль, гос контроль.

1. стандартизация

2. сертификация

3. лицензирование

В соответствии с определением Международной организации по стандартизации (ИСО ) качество - это совокупность свойств и характеристик продукта, которые придают ему способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности. Существует также определение качества продукции, приведенное в ГОСТ 15467-79, согласно которому «качество продукции - совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением».

Объект стандартизации - продукция, услуги и процессы, которые неоднократно воспроизводятся и/или используются. Именно стандарт, по сути, определяет условия и методы, обеспечивающие показатели качества.

Управление деятельностью по стандартизации на уровне государства в России осуществляет Госстандарт России .

В туризме трудно исследовать качество продукта, не выяснив прежде содержаниятуристскогообслуживания Обычно здесь акт купли-продажи не соответствует по времени и месту производству платных услуг, а это означает, что продажа части из них совершается одними туристскими предприятиями, а производство и предоставление их -- другими. Схематично выражаясь, рассматриваемый процесс является триединым, включающим обслуживание при купле-продаже комплекса услуг, путешествии и пребывании в туристских пунктах. При организованном туристском путешествии нехватка одного из выше названных составляющих нарушает единство процесса, и тогда нельзя говорить о туристском обслуживании как комплексе. Без купли-продажи невозможно путешествие, без путешествия невозможно пребывание в пунктах, интересующих туристов. Качество туристского обслуживания зависит от работы коллективов, занятых на трех этапах туристского процесса. Таким образом, туристское обслуживание охватывает одновременно деятельность в производстве, предложении и реализации услуг и товаров.

Конфликт как многомерное явление имеет свою структуру. Однако, как и в вопросе с определением понятия конфликта, не существует единой точки зрения на проблему структурирования конфликта.

С психологической точки зрения выделяют следующие компоненты конфликта:

  • 1) стороны (участники) конфликта;
  • 2) условия конфликта;
  • 3) предмет конфликта;
  • 4) действия участников конфликта;
  • 5) исход (результат) конфликта.

Гришина называет эти элементы конфликта структурными характеристиками конфликта .

Рассмотрим структуру конфликта, предложенную авторами А.Я. Анцуповым и А.И. Шипиловым, которая кажется нам наиболее эффективной.

А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов в структуре конфликта выделяют объективные и психологические составляющие конфликта. Они определяют структуру конфликта как совокупность устойчивых связей конфликта, обеспечивающих его целостность, тождественность самому себе, отличие от других явлений социальной жизни, без которых он не может существовать как динамически взаимосвязанная целостная система и процесс [Анцупов, с.230]. Данная структура конфликта применима и к конфликтной ситуации. Рассмотрим основные составляющие компоненты конфликта согласно данной точке зрения.

К объективным составляющим конфликта относятся: участники конфликта, предмет конфликта, объект конфликта, микро- и макросреда.

Участники конфликта - люди, которые могут выступать в конфликте как частные лица (например, в семейном конфликте), как официальные лица (конфликт по вертикали) или как юридические лица (представители учреждений или организаций). Кроме того, они могут образовывать различные группировки и социальные группы вплоть до таких образований, как государства.

Степень участия в конфликте может быть различной: от непосредственного противодействия до опосредованного влияния на ход конфликта. Исходя из этого выделяют: основных участников конфликта; группы поддержки; других участников.

Основные участники конфликта - стороны, противоборствующие силы. Это те субъекты конфликта, которые непосредственно совершают активные (наступательные или защитные) действия друг против друга. Противоборствующие стороны - ключевое звено любого конфликта. Когда одна из сторон уходит из конфликта, то он прекращается. Если в межличностном конфликте один из участников заменяется новым, то и конфликт изменяется, начинается новый конфликт. Это происходит потому, что интересы и цели сторон в межличностном конфликте индивидуализированы.

В межгрупповом или межгосударственном конфликте уход или появление нового участника не влияет на конфликт. В таком конфликте незаменимость относится не к личности, а к группе или государству.

Группы поддержки могут быть представлены друзьями, субъектами, связанными с оппонентами какими-то обязательствами, коллегами по работе. В группу поддержки могут входить руководители или подчиненные оппонентов. В межгрупповых и межгосударственных конфликтах - это государства, различные межгосударственные объединения, общественные организации, средства массовой информации.

Другие участники - это субъекты, которые оказывают эпизодическое влияние на ход и результаты конфликта. Это подстрекатели и организаторы. Подстрекатель - это лицо, организация или государство, подталкивающее другого участника к конфликту. Сам подстрекатель может затем в этом конфликте и не участвовать. Его задача - спровоцировать, развязать конфликт и его развитие, предусматривающее. Организатор - лицо или группа, планирующее конфликт и его развитие, предусматривающее различные пути обеспечения и охраны участников, и др.

Предмет конфликта - это объективно существующая или воображаемая проблема, служащая основой конфликта. Это то противоречие, из-за которого и ради разрешения которого стороны вступают в противоборство.

Объект конфликта определить не всегда просто. Объектом конфликта может быть материальная (ресурс), социальная (власть) или духовная (идея, норма, принцип) ценность, к обладанию или пользованию которой стремятся оба оппонента.

Чтобы стать объектом конфликта, элемент материальной, социальной или духовной сферы должен находиться на пересечении личных, групповых, общественных или государственных интересов субъектов, которые стремятся к контролю над ним. Важно уметь выделить объект конфликта, чтобы конструктивно его разрешить. Потеря объекта конфликта, ошибочное выделение ложного объекта существенно затрудняют процесс решения проблемы.

Микро-и макросреда - это условия, в которых находятся и действуют участники конфликта. Социальная среда как комплекс условий понимается достаточно широко. В нее включаются не только ближайшее окружение личности, но и социальные группы, представителем которых является данный индивид. Учет этого окружения на уровне микросреды и макросреды позволяет понять содержательную сторону целей, мотивов сторон, а также их зависимость от этой среды .

К психологическим составляющим конфликта относятся мотивы сторон, конфликтное поведение, информационные модели конфликтной ситуации,

Мотивы в конфликте - это побуждения к вступлению в конфликт, связанные с удовлетворением потребностей оппонента, совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих конфликтную активность субъекта. В конфликте часто сложно выявить истинные мотивы оппонентов, так как они в большинстве случаев скрывают их, предъявляя в позициях и декларируемых целях мотивировку участия в конфликте, которая отличается от первичных мотивов. Мотивы противодействующих сторон конкретизируются в их целях. Цель - это осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлены действия человека. Целью субъекта в конфликте является его представление о конечном результате конфликта, его предвосхищаемый полезный (с точки зрения личности или общественной, групповой значимости) результат. В конфликте можно выделить стратегические и тактические цели оппонентов. Основная цель оппонента -- овладение объектом конфликта.

Конфликтное поведение - состоит из противоположно направленных действий участников конфликта. Этими действиями реализуются скрытые от внешнего восприятия процессы в мыслительной, эмоциональной и волевой сферах оппонентов. Чередование взаимных реакций, направленных на реализацию интересов каждой стороны и ограничение интересов оппонента, составляет видимую социальную реальность конфликта.

Стратегии в конфликте реализуются через различные тактики. Тактика - это совокупность приемов воздействия на оппонента, средство реализации стратегии. Одна и та же тактика может использоваться в рамках разных стратегий. Так, угроза или давление, рассматриваемые как деструктивные действия, могут быть использованы в случае неготовности или неспособности одной из сторон уступать далее определенных пределов. Выделяют следующие типы тактик в конфликте: тактика захвата и удержания объекта конфликта, тактика физического насилия (ущерба), тактика психологического насилия (ущерба), тактика давления, тактика демонстративных действий, санкционирование, тактика коалиций, тактика фиксации своей позиции, тактика дружелюбия, тактика сделок.

Информационные модели конфликтной ситуации - по-другому этот субъективный компонент конфликтной ситуации называют восприятием оппонентами конфликта. Он является исключительно важным для понимания возникновения и развития конфликта .

Итак, в данной главе мы рассмотрели структуру конфликта. На наш взгляд, описание составляющих компонентов конфликта, предложенное А.Ю. Анцуповым и А.И. Шипиловым, является наиболее оптимальным.

Какую бы точку зрения на проблему структурирования и выделения основных элементов конфликта мы не выделили, основными компонентами останутся участники конфликта, его предмет и объект. Выделение составляющих компонентов помогает лучше разобраться в причинах конфликта, найти наиболее подходящие варианты разрешения.

Таким образом, в теоретической части нашей работы мы рассмотрели основные точки зрения на проблему конфликта и его место в современном обществе. Конфликт - явление социальное, это определенный вид взаимоотношений людей. Конфликтология как наука является сравнительно молодой наукой, это обусловливает отсутствие единого мнения на природу конфликта, его определение и место в обществе. Однако все исследователи сходятся на том, что изучать конфликты необходимо. От этого зависит будущее нашей планеты, ведь горький опыт предыдущих столетий показывает нам, какие последствия несут за собой конфликты на различных уровнях.

В зависимости от разновидности конфликта различают и различные пути их решения. Структура конфликта, не зависимо о каком конфликте идет речь - о внутриличностном, межличностном, межгосударственном, - всегда будет содержать в себе участников, предмет, объект, социальную среду, а также различные психологические составляющие конфликта.


Top