Львов подземелье. Подземелья львова, куда можно попасть без экскурсии

ЛЬВОВСКИЕ ПОДЗЕМЕЛЬЯ

Мерцание нескольких десятков свечей создавало неповторимую игру тени на каменных сводах подземелья тысячелетних сооружений. Пронзительный холод, тишина и вот эта игра света и тени... казалось, что физически чувствуешь, как к тебе обращаются, а иногда даже касаются души наших предков....

Если вам кажется, что вы уже полностью осмотрели Львов и город уже не сможет вас удивить, вы ошибаетесь. Поскольку есть еще подземный город. Тихий, спокойный, полный тайн и секретов...
Здесь исторические факты соседствуют с легендами и преданиями. Почему? Потому что без своей легенды старинные крепости и подземелья - просто стены, а о них рассказывать неинтересно.

Львов - Галицкая столица, основанная более 7-ми веков назад. За это время облик города постоянно менялся из-за ожесточенных войн, уничтожающих пожаров, и новых архитектурных вкусов и других факторов. На фундаментах старых разрушенных людьми и временем сооружений впоследствии появлялись новое постройки. Неизменным оставалось только одно - подземелья. Чтобы скрыть от нежелательных глаз частную жизнь, для военных или политических нужд создавались подземные переходы, галереи, лазы, хранилища и т.п.. Имея в защищенной оборонными стенами площади всего 36 гектаров, город рос не только в высоту, но постепенно разрастался и в глубину, создавая невидимую для постороннего глаза архитектуру подземного Львова.

В истории львовских подземелий много загадочного и мистического. Бытует расхожее мнение, что если бы Львов был построен на заболоченной местности, его подземные ходы были бы залиты грунтовыми водами. Однако факты свидетельствуют об обратном; местные катакомбы описываются во многих архивных документах. Например, в ХIХ веке львовскими властями был найден подземный ход, который с давних времен пролегал между мужским монастырем бенедиктинцев и женским монастырем кларисок. В ходе раскопок было обнаружено множество человеческих останков, в т. ч. и детских. Так получила подтверждение старинная легенда о том, что этот подземный ход прокопали бенедиктинцы и клариски, двигаясь под землей навстречу друг другу. Подземелья были местом тайных свиданий монахов и монашек. Само собой, встречались они не для совершения общих молитв...
По легенде клариски, рожая детей, делали им на спине два надреза, а потом утверждали, что это следы от крыльев и что это ангелы, рожденные от святого Духа.

В 1672 г. Львов подвергся осаде многочисленного турецко-татарского войска. Со стороны нынешней ул. Замарстиновской штурмующим удалось ворваться в город, однако в лабиринтах узких улочек татарская конница попала в западню и понесла серьезные потери. Осада продолжалась на Каличей горе, где, собственно, и расположена Цитадель - там находилась турецкая артиллерия, которая обстреливала город. Турки буквально изрыли местность своими фортификационными сооружениями, ведя подкопы под польские укрепления «тихой сапой». Гора после этого долгое время носила название Турецкие шанцы.
Узнав от лазутчиков о существовании мощной сети подземных ходов под монастырями, турки не преминули воспользоваться ими. Со стороны современной ул. Лычаковской они дорылись до подземелий монастырского костела Св. Андрея и, продвигаясь по ним, намеревались подняться на поверхность чуть ли не в центре Львова, но были атакованы защитниками города во главе с неким итальянцем, прибывшим во Львов перед самой осадой с полномочиями от Святого престола.
О духовной миссии итальянца мне ничего неизвестно, но воякой он оказался первоклассным. По сути именно этот человек спас Львов от подземного турецкого вторжения. Великолепно ориентируясь в лабиринтах монастырских катакомб, итальянец во главе добровольцев из львовского гарнизона захватил янычар врасплох, оттеснив их под землей за крепостную стену. Но внезапно к неприятелю подоспело подкрепление - турки спустились вниз, и подземный бой закипел с новой силой. Сражались холодным оружием при свете факелов - стрелять по понятным причинам ни те ни другие не решались.
В это время над городом разразилась небывалая гроза, и в подземелье через турецкий подземный ход хлынули потоки воды. Факелы потухли, ориентиром для защитников города в кромешной тьме служил только бодрый голос итальянца: «Аванти!» («Вперед!») и снопы искр, которые высекала из турецких ятаганов итальянская шпага. Вода стремительно прибывала, в ней тонули раненые, часть турецкого подкопа обвалилась, похоронив под собой и правых, и виноватых... Уцелевшие в адской схватке поспешно выбирались на поверхность...
Через несколько дней турецкая осада была снята, опасность миновала. Итальянца львовяне чествовали как героя. Но вскоре этот загадочный человек навсегда покинул город, наотрез отказавшись от солидного вознаграждения, которое собрали для него благодарные жители - это обстоятельство подчеркивают все доступные архивные источники.

Наибольшее количество львовских подземных ходов и сооружений было построено в ХIХ веке.
После революции 1848 г. австрийские власти превратили Турецкие шанцы в мощную Цитадель, чьи форты на горе, господствующей над городом, могли держать под обстрелом всю центральную его часть. В этой горе австрийцы прорыли огромное количество подземных коммуникаций, там же находился запасной командный пункт австрийского военного коменданта Львова. «Судя по многочисленным вентиляционным колодцам, горы Калича и Вроновских, на которых построена Цитадель, должны быть нашпигованы подземными пустотами, как головка голландского сыра дырками», - писала львовская газета Mikroskop pana Jurka.
Впрочем, традиционно главным львовским подземельем считался туннель, а точнее - настоящая подземная улица с электрическим освещением и многочисленными «переулочками», по которой течет подземная река Полтва. Это инженерное сооружение до сих пор является уникальным, если учесть, что на искусственном железобетонном острове над подземной рекой построен Львовский оперный театр.

В мире есть только один аналог этого чуда инженерной мысли - лондонская Флит-стрит. Речка Флит - приток Темзы - в свое время тоже была спрятана в подземный бетонный рукав, где ее берега-тротуары стали местом «дефиляды» представителей лондонского «дна».
Не отставал в этом плане и Львов. Вот что писала польская газета в начале ХХ века: «После окончательного закрытия Полтвы в границах города и проведения канализации под землей возникли таинственные переходы, коридоры и пустоты. Они доступны только для инженеров и работников городской канализационной службы, а также для многочисленных лиц преступного мира. Под землю часто спускаются функционеры полиции, проводя подземные облавы...»
Во время войны в львовской канализации, как и в системе подземных соединений, два раза сотни людей спасали свои жизни. В частности, речь идет о львовских евреях, часть из которых, к сожалению, все же погибла.
В 1970-х годах, перед одним из парадов, который проходил во Львове, в канализации произошел взрыв. В результате этого, в одном из подземелий, близком к нынешнему проспекту Свободы, в течение одной ночи несколько бригад рабочих вместе с контролем соответствующих служб тогдашнего КГБ закрыли все выходы наверх.
Но львовяне не забыли о своей речке и разными способами уделяют ей внимание, например, делают художественные выставки, а в некоторых кафе Львова можно понаблюдать за рекой в режиме онлайн, благодаря камерам, установленным в коллекторной трубе, или даже понюхать чем же пахнет Полтва...

Во время строительства новых подземных коммуникаций обнаруживалось все больше старых сооружений. Так, в ходе земляных работ в 1900 г. на перекрестке нынешних ул. Б. Хмельницкого и Гайдамацкой (рядом с церковью Параскевы Пятницы) был найден старинный подземный ход высотой до 2 м, стены которого были выложены тесаным камнем.
Длина подземелья составляла свыше 500 м, вело оно к Высокому Замку.
В настоящее время в подземелье можно попасть лишь несколько раз в год, здесь устраивают шоу во время ночных экскурсий. Но городская власть планирует открыть 800-метровый маршрут подземным Львовом.
Некоторые подвалы, где пройдет маршрут, уже раскопаны, другие нужно расчистить, а в нескольких местах придется соединить подземелья новыми переходами.
Правда, когда все подземелья откроют свои двери, чиновники пока не знают. Ведь проект будут вводить постепенно. И как веками формировался неповторимый наземный Львов - подземный город тоже будет возрождаться не одно десятилетие.

По праву одним из самых загадочных подземелий является подземелье Костела иезуитов.
Мы еще только спускались вниз по ступенькам, а в воздухе уже присутствовал запах прошлого. Этот запах ни с чем нельзя спутать, его можно встретить в помещениях которые давно никто не посещал. У него есть одна черта, которая вносит какую-то мистическую составляющую - он всегда одинаков. Независимо от типа помещения, материалов из которых сделаны стены, запах древности делает воздух более густым, тяжелым, и даже немножко материальным. Возможно именно потому в таких местах повышается чувствительность кожи, настолько, что мы начинаем ощущать на себе взгляды других, даже тогда, когда наши глаза и уши отрицают присутствие кого-либо у нас за спиной.

Прошлое начинается с улицы, вернее с вроде как обычного дверного замка, который спустя добрую сотню лет продолжает все также надежно хранить вверенные ему тайны, как и в тот первый день, когда был только создан руками неизвестного мастера.
Спустившись на 2,5 метра под землю, а кое-где еще и ниже, люди будто переносятся на несколько сотен столетий назад. Каждый лаз в подземелье, каждый найденный объект может рассказать, как когда-то жили, создавали, занимались торговлей и даже колдовали.

Касательно истории этого места, известно, что когда-то под костелом Иезуитов была крипта или, другими словами, подземный тайник, где хоронили богатейших и известнейших того времени людей. Позже, когда по приказу Австро-Венгерской империи были ликвидированы все кладбища - в ХVII веке все захоронения были вынесены за город. Таким образом во Львове образовалось Лычаковское кладбище.

Впоследствии о подвалах под костелом Иезуитов забыли: сюда начали сбрасывать мусор, загромождать их. И так было до того периода, пока там не обосновалась галерея «Равлик». Ее директор собственными силами и с помощью других энтузиастов начал убирать эти подвалы. Сюда же пригласили археологов, которые частично провели раскопки.
Результатом этих стараний стала удивительная находка: на глубине более 2,5 метров от уровня улиц города Львова, под костелом, была найдена комната с узким коридором, продолжение которого до сих пор остается загадкой для исследователей (территория дальше не расчищена). Кроме того, в другой комнате была обнаружена самая ценная находка - саркофаг с надписью, который свидетельствовал, что он был приготовлен для Архиепископа Львовского Николая Вижицкого.

Найденный саркофаг довольно тяжелый, его вес составляет 1,5 тонны, а сделан он из алебастра. Впереди саркофага выбит герб Николая Вижицкого. В частности, шляпа, изображенная на саркофаге, указывает на то, что Вижицкий был кардиналом, подвязки, которыми монахи подвязывали свои рясы, указывают на его сан, а чем больше таких узелков, тем выше сан монаха. В данном случае количество узелков говорит о том, что это подвязки Архиепископа. Изображение голубя свидетельствует о том, что Николай Вижицкий был духовным лицом, а короны, что шляхтичем. Также здесь отчеканена папская тиара вместе с папским крестом, а это свидетельствует, что Архиепископ Львовский Вижицкий был отмечен лично Папой Римским. Его предки четыре раза были в крестовых походах, что передано в изображении так называемом "хлебе". Вижицкий был награжден высшей наградой - Орденом Белого Орла (эта награда до сих пор является самой весомой на территории Польши). Кстати, один из оригиналов такого Ордена до сих пор хранится в Львовском историческом музее.

Этот саркофаг окутан вопросами и тайнами, например о том, почему в одной из его стенок есть огромная дыра, сделанная изнутри или почему на крышке саркофага нет даты смерти Вижицкого. Кто-то говорит, что это сделал Вижицкий, будучи ошибочно похороненным в состоянии комы или летаргического сна, а кто-то говорит, что эту дыру сделал мастер в тот момент, когда он проводил работы внутри саркофага, а в это время по случайности крышка саркофага упала и закрыла его. Как это было на самом деле не знает никто.

Чуть дальше от места с саркофагом, в крипте, было и другое помещение, где слоями укладывали тела простых людей – пока ими не была заполнена арка. Далее эту арку замуровывали и закладывали человеческими телами другую...
Место интересное, но энергетика здесь чувствуется очень негативная, что вполне объяснимо.

Место это весьма жутковатое даже при спуске в него и еще не зная всех его легенд. А легенд про эти места ходит много...
Одна из средневековых легенд, связанная с этими подземными галереями - легенда о Черном Монахе.
Рассказывают, что когда-то во Львов пришел монах из другого монастыря. Он не хотел быть простым монахом, потому начал бунтовать. Это восприняли как грех, и монаха закрыли в келье - вымаливать у Бога прощение. Спустя некоторое время к нему пришел мужчина, его впустили, и незнакомец долго не выходил. Когда монахи пришли проверить, что случилось, в келье уже никого не было. Только на полу лежал небольшой лоскуток бумаги, написанный кровью. Это был контракт, за которым монах продал свою душу дьяволу. И вот с того времени вплоть до наших дней львовскими подземельями ходит Черный Монах. Каждого встречного он спрашивает, не видели ли незнакомца, потому что он хочет упразднить тот договор…

Что правда, а что вымысел, сказать теперь, конечно, невозможно.
Но исторический факт состоит в том, что действовавшая во Львове святая инквизиция замучила в этих стенах тысячи людей.
Археологами здесь были обнаружены виселицы, орудия пыток, а в стенах были вмурованные металлические крюки, на которые палачи подвешивали своих жертв.

Здесь же сидели женщины, которых в средневековье считали ведьмами.

В подземельях Костела Иезуитов можно посмотреть, что такое «долговая яма» средневековья. Иезуиты давали деньги в долг, а тех, кто не мог вернуть должную сумму, приковывали к стене до тех пор, пока их долги не выплатят родственники или меценаты. Даже если это и происходило, то бывший должник еще и должен был заплатить иезуитам за удержание, в частности за двухразовое питание.

Да и вообще, скажу я вам, иезуиты были те еще ребята. С ними связана еще одна история, характеризующая их. Когда-то у храма был проход, через который с улицы можно было попасть на склады иезуитов. Проблема была в том, что улица эта была не широкая, а ворота открывались наружу и естественно, что это мешало львовянам. В какой-то момент их терпение лопнуло и кто-то написал в магистрат, чтоб иезуиты этот проход заложили. В конечном итоге иезуиты были вынуждены покориться и заложили проход, но при этом затаили обиду и решили узнать, кто же именно написал на них властям. Этим человеком оказался владелец ближайшей пивоварни и иезуиты придумали коварный план, как отомстить ему. Они написали в магистрат, что когда в пивоварне варят пиво, то пар от этого процесса портит фрески храма, а это значит, что пивоварню нужно закрыть, а помещение отдать иезуитам с целью открытия в ней детского приюта. Конечно же, ради такого благого дела магистрат закрыл пивоварню и отдал помещение иезуитам, которые в свою очередь открыли там….свою пивоварню!

Следующий пункт нашего похода - это подземелья бывшего Доминиканского монастыря, который тоже хранит свои легенды и тайны. Сотрудники монастыря рассказывать, что с тех пор, как обнаружили и расчистили подземелья храмового комплекса, здесь начали твориться невероятные действия. Ровно в полночь в пустом мрачном помещении собора отпеваются громкие религиозные службы. Кроме этого, в библиотеке храма с полок часто падают книги, а из замурованной комнаты слышен стук печатной машинки. Поговаривают, что это дело рук привидения монаха-доминиканца, который спокойно жил в подземельях, пока его не потревожили.

Монастырь доминиканов был построен в 13 веке по просьбе жены князя Льва Даниловича, венгерской принцессы Констанции, которая была католичкой и очень скучала по своей вере, живя в Украине.
А сколько таинственных историй о судьбах самых разных людей связано с этим подземельем! Одной из узниц этого страшного подземелья была княгиня Гальшка Острожская (Елизавета) , красавица, ставшая жертвой любовных интриг. О судьбе этой женщины можно рассказывать долго и много, что я обязательно сделаю в следующий раз. А пока скажу только, что она оказалась в плену у собственного мужа, Лукаша Гурко, который держал ее взаперти на замковой башне почти 14 лет, пока не умер в 1573 году.

В подземельях Доминиканского собора можно увидеть еще несколько экспозиций, посвященных истории этого места.

Стены подземелий поражают, достигая четырёх метров в высоту. На некоторых кирпичах можно увидеть отпечатки пальцев средневековых мастеров, ведь они клали стены из сырой глины, вылитой в формы. На скамье в одной из комнат подземелья можно увидеть предметы быта, которые остались с тех времён.

В целом подземелья бывшего Доминиканского монастыря завораживают и погружают в особое ощущение неразрывности прошлого и настоящего. Когда-то очень давно среди этих стен и по этому же полу ходили великие исторические личности и это не может не впечатлять.

Последнее, но не менее увлекательное место посещения - это подземелья Музея-аптеки, которые в средневековье исполняли роль винарни. В подвальных помещениях музея располагаются винные подвалы. Здесь и по сей день можно увидеть огромные винные бочки и большие бутли для наливок, ведь основной составляющей для изготовления практически почти всех средневековых препаратов использовали именно вино.

Ну вот, уже пора возвращаться... Мы не оборачиваясь устало шагаем к двери, и мне вдруг кажется что я чувствую чей-то недовольный взгляд, направленный в наши спины. Хочется обернуться и сказать "Мы уже уходим, простите, если кого-то разбудили", но мне почему-то думается, они духи подземелья уже сами все поняли, даже без слов...

Львов - культурная столица всего Западного региона. Этот город романтичен, он поражает своей архитектурой, памятками культуры и многовековой историей. Но знаете ли Вы тот Львов, который находится не на земле, а под землей?

В теперешнее время все популярнее становятся экскурсии по подземельям Львова. Здесь подземелий практически 100км. Не вся территория открыта для экскурсий. Давайте рассмотрим места, которые можно посещать и узнаем, что же в них скрывается.

Что представляют собой подземелья Львова?

Все ходы можно поделить на 3 группы. Первая группа - это инженерные проходы, т.е. канализация. Там ничего интересного и познавательного Вы не найдете. Но во время войны многие люди бежали этими ходами и спасали свои жизни.

Вторая группа подземелий - искусственные. Во время пожаров или чрезвычайных ситуаций люди прятались именно там и пережидали опасность. Большинство из данных подземелий закрыто, т.к. могут быть небезопасными. Их закрыли бетонными стенами со всех сторон. А некоторые просто обсыпались в результате движения пород. В такое подземелье Вы не попадете просто так. Инструкция есть только у ответственных структур, которые могут выдать ее только если у Вас есть разрешение на посещение данного подземелья. Этот тип тоннелей считается небезопасным.

В центре города Львова красуется площадь Рынок, а под которой располагается третий тип подземных ходов. Они имеют несколько уровней и эти были созданы уже с конкретной целью, или появились впоследствии постройки жилых домов. Часть из этих подземелий не используется, а часть принадлежит всеми любимым кофейням.

Исторические факты о подземельях

Несомненно, посмотреть есть на что. Необходимо просто спуститься. Например, Вы можете рассмотреть подвал Петра и Павла. Туда можно попасть через двери в художественной галерее «Равлик». Стены в этом подвале необыкновенной красоты - это еще остатки княжеских стен примерно 14 века. На стенах еще видны фрески посреди комнаты стоит саркофаг. Он был подготовлен специально для Львовского Архиепископа.

Один из самых больших подземных ходов находится под церковью Преображения. Когда-то там был костел, в котором хоронили тринитариев. Но останки не сохранились до нашего времени, поэтому можно только посмотреть на стены и прочувствовать обстановку того времени.

Если Вы посетите подземелье Доминиканского монастыря, то сможете увидеть келью монаха-аскета, комнату пыток того времени и местные люди смогут рассказать Вам немало захватывающих историй. Ходят легенды, что когда-то это подземелье было первым этажом дворца Льва Даниловича.

Если Вы хотите посетить Львов и увидеть собственными глазами то, о чем сейчас прочитали - собирайте вещи, арендуйте и скорее приезжайте. Таких чудес, как в этом городе, Вы не увидите больше нигде.


Есть ли подземелья, в которые нельзя спускаться?

Конечно. Например, каждый преданный своему делу диггер просто мечтает побывать под Цитаделью. Это подземный тайник, вход в который строго воспрещен. Именно из-за недоступности, люди и начинают высказывать догадки. Известно точно только то, что это государственный объект.

Второй пример - бывший военный объект, Под спорткомплексом «СКА». Его называют «Лощина». Ходят слухи, что это убежище для управления и командования в случае ядерной атаки. Попасть туда из загрязненной среды можно было только после душа, который предусматривался на входе. Внутри было все необходимое: запас воды, отопление, электричество и вентиляция.

Также есть бомбоубежище. На вид оно весьма странное, а ощущения от посещения весьма неприятные, как будто в каком-то мистическом фильме. Пол устлан плиткой, а стены окрашены. На них висят люстры бра. Со временем это все почернело и на вид уже не такое, как прежде. Но атмосфера так и остается страшно впечатляющей.

Будучи проездом во Львове, во время нашего майского путешествия в Закарпатье, нам удалось посетить увлекательную экскурсию по подземельям Львова. Такую экскурсию предлагают многие экскурсионные агентства. Найти их не составит труда, нужно всего лишь придти на Площадь Рынок и найти промоутеров, которые зазывают на подобные . Стоимость 70 грн + 35 грн (в общей сложности) за вход в некоторые подземелья. За эту сумму гид проведет в подземелья Костела Иезуитов, Доминиканского монастыря, Оперного театра (ресторан «Левый Берег»), Львовской копальни кофе и музея-аптеки, ну и расскажет много чего интересного по пути. Длительность — 2 часа.

Нашим гидом была удивительно харизматическая девушка Ярослава, которая явно обладает актерскими способностями и это прекрасно, ведь любая, пусть даже не очень интересная история в её исполнении превращается в увлекательнейший, красочный рассказ.

Итак первая остановка нашей экскурсии — подземелья Костела Иезуитов (Собор святых Петра и Павла), ул.Театральная, 11. Костел Иезуитов — пожалуй одно из самых величественных барочных сооружений Львова и одна из важных его достопримечательностей. Его строили двадцать лет, начиная с 1610 года и с момента его постройки это здание, помимо его прямого назначения, успело побывать и как место заседания парламента, и как книгохранилище, и как капеланский . Это здание интересно не только своей красотой и величественностью, но и наличием тайных подземелий, которые еще до недавних пор были закрыты для посещения туристами. Теперь же любой желающий может прикоснуться к истории и ощутить атмосферу средневековья.

Подземелья Костела Иезуитов до недавних пор принадлежали местному ЖЭКу со всеми вытекающими, а проще говоря древнейшая историческая памятка была захламлена и завалена мусором. Это безобразие продолжалось ровно до тех пор, пока этим помещением не заинтересовался некий художественный салон «Равлик» Музея этнографии и художественного промысла в целях создания здесь художественной галереи. Для этих целей нашли спонсоров, которые помогли за несколько месяцев провести очистные работы, во время которых вывезли более 20 машин мусора.

После очистки части подземелий к работе были задействованы археологи, которые помогли провести раскопки, благодаря которым обнаружилось очень много интересных фактов об этом месте, например, были найдены древние каменные стены 13 века с остатками входа и окна (на этих стенах собственно и стоит Костел), огромный каменный резной саркофаг, глиняную посуду и много чего другого. Так, одновременно с образованием галереи, подземелья стали туристическим меккой Львова. Вход для взрослых — 10 грн.

В подземельях Костела Иезуитов можно посмотреть, что такое «долговая яма» средневековья. Иезуиты давали деньги в долг, а тех, кто не мог вернуть должную сумму, приковывали к стене до тех пор, пока их долги не выплатят родственники или меценаты. Даже если это и происходило, то бывший должник еще и должен был заплатить иезуитам за удержание, в частности за двухразовое питание.

Да и вообще, скажу я вам, иезуиты были те еще ребята. С ними связана еще одна история, характеризующая их. Когда-то у храма был проход, через который с улицы можно было попасть на склады иезуитов. Проблема была в том, что улица эта была не широкая, а ворота открывались наружу и естественно, что это мешало львовянам. В какой-то момент их терпение лопнуло и кто-то написал в магистрат, чтоб иезуиты этот проход заложили. В конечном итоге иезуиты были вынуждены покориться и заложили проход, но при этом затаили обиду и решили узнать, кто же именно написал на них властям. Этим человеком оказался владелец ближайшей пивоварни и иезуиты придумали коварный план, как отомстить ему. Они написали в магистрат, что когда в пивоварне варят пиво, то пар от этого процесса портит фрески храма, а это значит, что пивоварню нужно закрыть, а помещение отдать иезуитам с целью открытия в ней детского приюта. Конечно же, ради такого благого дела магистрат закрыл пивоварню и отдал помещение иезуитам, которые в свою очередь открыли там….свою пивоварню! Вот такие ушлые ребята иезуиты 😉

Безусловно, одним из увлекательнейших экспонатов подземелий Костела Иезуитов есть древний каменный саркофаг 18 века, который предназначался для захоронения архиепископа Вижицкого. Этот саркофаг окутан вопросами и тайнами, например о том, почему в одной из его стенок есть огромная дыра, сделанная изнутри или почему на крышке саркофага нет даты смерти Вижицкого. Кто-то говорит, что это сделал Вижицкий, будучи ошибочно похороненным в состоянии комы или летаргического сна, а кто-то говорит, что эту дыру сделал мастер в тот момент, когда он проводил работы внутри саркофага, а в это время по случайности крышка саркофага упала и закрыла его. Как это было на самом деле не знает никто.

Если учитывать, что большинство подземелий еще не расчищены, то можно предположить, что здесь есть еще очень много интересного. В целом подземелья Костела Иезуитов впечатляют и интригуют и, будучи во Львове, сюда обязательно нужно попасть (желательно с гидом, ведь он наполнит посещение смыслом).

Следующий экскурсионный пункт — это подземелье Оперного театра и знакомство с подземной рекой Полтвой. В начале 13 века описывали в летописях, как город на реке и эта река здесь есть по сей день, вот только протекает она в огромной трубе и под землей на пр.Свободы.

Но львовяне не забыли о своей речке и разными способами уделяют ей внимание, например, делают художественные выставки, а в некоторых кафе Львова можно понаблюдать за рекой в режиме онлайн, благодаря камерам, установленным в коллекторной трубе, или даже понюхать чем же пахнет Полтва 😉

Чтоб увидеть имитацию реки Полтвы на том месте, где она была много лет назад нужно спуститься в подземелье Оперного театра. Сейчас здесь находится кафе «Левый берег», в которое попадаешь, проходя по мостикам «над Полтвой».

Следующий пункт нашего похода — это подземелья бывшего Доминиканского монастыря, сейчас здесь Доминиканский собор — величественная памятка истории, построенная в стиле позднего барокко, а сами подземелья принадлежат Музею истории религии (пл. Музейная, 1). Вход для взрослых — 10 грн.

Монатырь доминиканов был построен здесь в 13 веке по просьбе жены украинского князя Льва Даниловича, венгерской принцессы Констанции, которая была католичкой и очень скучала по своей вере, живя в Украине. А еще в давние времена в стенах этого монастыря от своего нелюбимого мужа скрывалась одна из самых богатых женщин Речи Посполитой — Гальшка Острозкая. Тогда из-за нее на площади перед собором разыгрывалась настоящая война. Её историю вам красочно опишет гид.

А вообще можно сказать сразу, что эти подземелья раскопаны и расчищены всего на 1/20 часть (как говорят), но уже сейчас они являются удивительными и какими-то мистичными, что ли.

Когда-то здесь пытали людей, здесь же сидели женщины, которых в средневековье считали ведьмами.

В подземельях Доминиканского собора можно увидеть еще несколько экспозиций, посвященных истории этого места.

В целом подземелья бывшего Доминиканского монастыря завораживают и погружают в особое ощущение неразрывности прошлого и настоящего. Когда-то очень давно среди этих стен и по этому же полу ходили великие исторические личности и это не может не впечатлять.

Следующее наше погружение под землю происходит на пл.Рынок, 10 в кофейные подземелья. Еще бы кофейной столице Украины не было места, где «добывают» кофе.

На самом деле, конечно же, это осовремененные подземелья, развлекающие туристов.

Это подземелья кофейни «Львівська копальня кави» — забавное место, где можно не только спуститься в подземелья и посмотреть как «добывают» кофе, но и полакомиться десертами и купить уникальные сорта и купажи кофе.

Гид же расскажет в свою очередь, откуда во Львове и в Европе (в частности в Австрии) взялся кофе и какую важную роль во всем это сыграл некий Юрий Кульчицкий. Однозначно это место стоит посещения. Единственный недостаток — это толпы людей, приходящих сюда на экскурсии или на чашечку кофе.

Последнее, но не менее увлекательное место, куда ведет экскурсия — это подземелья Музея-аптеки (ул.Друкарская, 2), которые в средневековье исполняли роль винарни. Здесь и по сей день можно увидеть огромные винные бочки и большие бутли для наливок. Вход для взрослых — 15 грн.

Аптека в этом здании была открыта ещё в 1735 году, а в 1966 на базе этой аптеки был открыт Музей истории фармации. В музее представлено более трех тысяч экспонатов, среди которых старинные весы и кассовые аппараты, фармацевтическая посуда, приборы и инструменты для приготовления лекарств.

Музей-аптека довольно большой (более 700 м.кв), здесь есть и старинные залы и конечно же подземелья.

Выход музея находится в одном из старинных львовских двориков.

«Львовские подземелья»?

Львов никогда не перестает удивлять. И даже если Вы полностью освоились в этом городе и считаете, что увидели уже всё, Львов непременно запас несколько неожиданностей. Одна из них – львовские подземелья.
Эта особенная. Не каждый, даже старый город может похвастаться своими подземельями. Подземелья Львова имеют сложную и многоярусную структуру. После большого пожара 1527 года, который разрушил весь готический Львов, единственными образцами готической архитектуры во Львове остались именно кельи монастырей, винодельни и погреба, которые когда-то находились почти под каждой каменицей.
Во время экскурсии «Подземелья Львова» Вы побываете в кельях Доминиканского костела – старейших львовских подземельях XIII века, в подземельях Аптеки-музея: среди экспонатов здесь можно увидеть уникальное аптекарское оборудование разных времен, аптечную посуду, старинные весы, образцы целебных растений, ценные документы по истории фармации от седой древности до наших дней и не только. А для того, чтобы узнать историю, кто впервые привез кофейные зерна во Львов и как
зародилась кофейные традиции мы заглянем в «Кофейную шахту Львова», где по легенде добывают настоящий львовский кофе. Во время экскурсии мы также посещаем подземелья гарнизонного храма святых апостолов Петра и Павла (костел Иезуитов), здесь представлены три панорамы: Княжий Львов (XIII в.), Готический Львов (XV в.) и раннемодерный Львов (1740-50-е гг.). Данные экспозиции дают Вам возможность заглянуть в прошлое, увидеть не мало зданий, которые не сохранились до наших дней, и узнать как изменился Львов за время своего существования. Узнайте о тайнах, которые на долгие века притаились под львовской брусчаткой, во время экскурсии «Подземелья Львова» вместе с «Андреолли — тур».

Где и когда?

  • Начало экскурсии (каждый день) - 12:00 и 15:00 (продолжительность 2 часа).
  • Стоимость экскурсии (в составе сборной группы): взрослые/дети до 13 лет (включительно) - 75/50 грн.
  • Стоимость экскурсии индивидуально: от 300 грн/час. Минимальный заказ — 2 часа. *
  • Дополнительно оплачиваются входные билеты, стоимость (взр. / реб.):
    подземелье костела Иезуитов — 20/10 грн /чел.; Аптека-музей — 30 грн / 20 грн (студенты) / 10 грн; подземелья Доминиканского храма — 25 грн / 15 грн — студенты и школьники.
  • Место встречи: пл. Рынок, 29, офис «Андреолли-тур», внутренний дворик.
  • * Стоимость экскурсии индивидуально в новогодне-рождественский период и в период майских выходных может меняться. Минимальный заказ - 2 часа.

Наши контакты:
+38 067 67 42 42 6
+38 050 622 31 51
+38 063 72 72 477
E-mail: [email protected]
Адрес: Львов, площадь Рынок, 29 (офис во внутреннем дворике - пассаж Андреолли).
График работы:
9:00-18:00 (понедельник-суббота).
9:00-17:00 (воскресенье и государственные выходные).

Нет, речь не пойдет о "Крыивке" и якобы схронах УПА. Речь пойдет совсем о другом, настоящем подземном Львове, и о схронах тоже.

Одна из львовских экскурсионных программ, не слишком, надо сказать, известных, ведет прямо с крыш под землю. Подземельям этим весьма много лет и обнаружить в них можно массу интересного. Отдельно отмечу, что поскольку в первый день пребывания нас во Львове преследовал дождь, спуститься в теплое и сухое, тихое "львовское метро" было очень кстати.

Первый подвалец расположен прямо под Доминиканским собором. Внутри он (собор) удивительно красив. Да и снаружи тоже, но внутри - особенно.

Спускаемся вниз. Цивилизация добралась сюда достаточно давно, поэтому здесь есть красивая подсветка и обстановка очень такая... монашески-конспирологическая.

Правда, забрались мы туда без штативов, поэтому местами качество фото хромает: темно там, как ни крути.

Сам по себе подвал на сегодняшний день ничего конкретного от доминиканцев не оставил. Но в нем довольно интересно представлены разные моменты средневековой истории города. Она, как вы понимаете, была смутной. Например, уголок пыток. В подвалах пытки происходили в порядке вещей, потому как тут было уютненько и удобненько. Да и криков не слышно.

Наш экскурсовод Тимофей с явным удовольствием отмечает, что перед нами не виселица, на которой людей казнили, а крюк для пыток, целью которых было не умерщвить человека, а как можно сильнее помучить. Разумеется, будущие львовские потомки настоящих инквизиторов не стали отказываться от наследия своих кровожадных предков, ну а потом вы помните. Крыивка, схроны... ну вы понимаете. Гены пальцем не раздавишь.

Вероятно, поэтому мы услышали еще и подробный рассказ о способах казней в древнем Львове, а также почему хорошему палачу родственники приплачивали, чтобы он отрубил голову осужденному с первого раза, а не мухлевал, промахиваясь. Говорят, что находились и такие, кто приплачивал за мухлеж, чрезвычайно ненавидя жертву. Мы поцокали языками, и пришли к выводу, что это именовалось стилем пьяного палача.

Хиханьки да хаханьки, но вот вам вентиляционное окошко, которое помнит страшную историю. Однажды в черный-черный день глупый-глупый турист начал потешаться над фигуркой ведьмы, и отрицать саму возможность их существования. И тут ему из окна на плечо прыгнула черная-черная кошка. С тех пор туриста не видели...

Прекращаем ржать, идем к серьезному уголку. В подземельях монастырей, в том числе и в том, где мы находимся, нередко было принято монахами такую практику, как замуровывание самих себя с целью лучше познать божью благодать и вообще смысл жизни. Подобное подвижничество оставалось скрытым в своеобразном склепе, наружу отправлялась только рука, с помощью которой монахи принимали от своих собратьев по ордену пищу и воду. Правда, в мизерных количествах.

Часто случалось так, что больше кроме руки никто уже монаха и не видел - человек медленно умирал в медитации и молитве, и благодаря своеобразным условиям подземелья так там и мумифицировался. Хотя Тимофей уверяет, что если монах изъявлял желание, его отколупывали из стены и несли на волю приходить в себя уже просветленным.

Противоположность святым монахам - ведьмы. Во Львове их редко сжигали на кострах, как это было по всей Европе. А вообще охота на ведьм появилась, как известно, после издания книги "Молот ведьм", где молодой, но очень несчастный в любви Генрих Крамер, доминиканский инквизитор, с большим рвением описывает, как и почему должны быть изничтожены демоны полу женского.

На самом деле, Крамер был обычным ханжой, которому никто, простите, не давал. А притязаний он совершал много, и все время по красавицам. Хоть сам и был страшен, как смертный грех. В фантазии Крамеру не откажешь: не в силах справиться с безобразием, он его возглавил. Благодаря целому учению по уничтожению самых, как правило, красивых женщин европейских городов, он таким образом извел на тот свет добрую половину девиц в одной только в современной Германии именно поэтому немки такие страшные.

Во Львове на ведьм тоже охотились, но их все больше топили. Считалось разумным для начала утопить даму, подозреваемую в колдовстве, потому что если вода ее не принимала, то вроде как сто процентов ведьма, и полагалось уже тогда на костер - для очищения огнем. А если барышня предпочитала захлебнуться и выплыть не пыталась - ну что ж, невинная душа отправилась к Богу. С кем не бывает.

Неподалеку и еще одна несчастная женщина. Одна из первых красавиц того времени, Елизавета Габсбург, была довольно богатой наследницей, однако по законам средневековья, женщины не имели права собственности, и чтоб чего не вышло с имуществом, пришлось еще в 14 лет юной Сиси выскочить замуж. И вроде бы все ничего, но супруг оставил ее вдовой достаточно скоро, и пришлось той снова искать себе мужа, дабы не уйти в монастырь голою и босою.

Супруг нашелся - Франц-Иосиф, будущий император Австро-Венгрии, слывший гениальным полководцем и столь же гениальным гнобителем женщин. Бедняга Элижбет, в страхе быть взятой силой столь малоприятным кавалером, спряталась в Доминиканском соборе и сидела тут много дней, пока жених не взял осадой монашеское терпение и те не выдали ему полонянку в чем была - в слезах и ужасе.

На свадьбу Елизавета надела черное одеяние, вместо торжественного белого, и уединилась в супружьем имении, практически не общаясь с миром. После смерти, говорят, приходила в подвал к доминиканцам в обличии грустной девы в черных одеждах и корила за сломанную свою судьбу. Говорят, Черная вдова - это вот про нее. Грустная, в общем, история.

Следующее подземелье находится уже под костелом иезуитов, ныне это Костел Петра и Павла. Он так аккуратно спрятан между тесными застройками улицы Театральной, что сфотографировать его можно лишь кусочком.

Костел этот ныне считается госпитальным - здесь отпевают всех погибших в АТО львовян. Внутрь мы заходить не стали - как раз шла служба.

Зато под костелом нас ожидал настоящий треш - тут, в отличие от предыдущего полубутафорского подвала, мы спустились в места, где надо было ползком переваливаться с яруса на ярус.

Пока некоторые, как я, застревали в проходах фоторюкзаком, вокруг сновали призраки.

В одном из залов находится гробница львовского епископа Вижицкого, датированная XVIII столетием. Великолепный саркофаг, выполненный из алебастра, стоит посреди небольшой пещеры и вызывает жутковатые ощущения.

Несмотря на то, что усыпальня явно древняя и совершенно настоящая, точно сказать, находился ли в ней когда-то прах епископа никто не может.

А почему же вы не сделали спектральный анализ? - удивляется


Top