Логоритмические игры и упражнения на тему фрукты. Программа по логопедической ритмике для детей старшей группы с онр

Логоритмическое занятие в старшей группе

Тема: «Урожай у нас неплох».

Задачи:

1. Уточнить знания и представления детей об овощах.

2. Расширить словарь по теме: “Овощи”.

3. Продолжать учить детей отвечать на вопросы полным предложением.

4. Познакомить детей со словами-признаками.

5. Упражнять в образовании относительных прилагательных и в согласовании существительных с числительными.

6. Закрепить навыки звукового анализа слов.

7. Развивать зрительное восприятие, слуховое внимание, логическое мышление, память, мелкую моторику.

8. Развитие эмоциональной сферы, воображения и ассоциативно -

образного мышления;

9. Воспитание доброжелательного отношения друг к другу.

Оборудование: демонстрационный материал – предметные картинки с изображением овощей; маски овощей; конверт с письмом; изображение синьора Помидора; Чиполино.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Логопед: Здравствуйте, ребята! Давайте с вами поиграем.

(Дети под марш входят в зал.)

Упражнения для развития общей моторики, чувства музыкального темпа и ритма.

По дороге золочёной

Осень в гости к нам пришла,

И зверятам и ребятам –

Всем подарки принесла.

Ходьба с маршировкой

Плавно идёт капуста.

Шаг с носка

Важно шагает помидор.

Шаг на всей стопе

Осторожно идёт редиска.

Ходьба на носках

Легко бежит горошек.

Лёгкий бег на носках

Не спеша вышагивает редька.

Ходьба на пятках

Вприскочку спешит морковка.

Подскоки

Маршируют молодцы-огурцы.

Модницы-морковки

Взяли по обновке.

Шаг марша

В огороде за забором

Руки от себя, указать вниз с небольшим наклоном вперёд, затем руки поднять вверх, ладони прямые от себя, вытянуться с небольшим напряжением в «струнку»

Поспевают помидоры,

Руки на пояс, «напыжиться».

Держатся за колышки,

Сжать кулаки, согнуть руки в локтях.

Греются на солнышке

Поднять лицо и руки вверх, потянуться к солнцу.


Вы догадались, где мы с вами оказались? Правильно в огороде! Что же растёт в огороде? Огород наш не простой, а сказочный!

Раз, два, три-вокруг себя повернись

И в овощ превратись

А теперь, ребята, представьте себе, что вы маленькие семена овощей,

присядьте. Теплое солнышко пригревало семена, дождик поливал, семена

росли и стали растениями. (Дети показывают, как семена росли.)

- Медленно поднимите руки, растения тянутся к солнышку. Почувствуйте

напряжение. Сильно припекло солнышко, завяли наши растения.

Расслабьтесь, уроните голову, руки, опустите плечи и туловище.

Опуститесь на пол.

Полил дождик, ожили растения, тянутся к солнышку. На грядке выросли

замечательные овощи.

Изобразите овощи: помидор, капусту. (Дети показывают артикуляци-

онное упражнение “Толстячки”.)

Теперь покажите морковь и огурец. (Дети показывают артикуляционное

упражнение “Худышки”.)

Как вы уже поняли, сегодня наше занятие будет посвящено овощам. К нам

пришло письмо.

II. Основная часть

1).Логопед достает из конверта изображение синьора Помидора (показывает детям) и читает его послание:

Я – синьор Помидор,
Красен я и пышен,
С каждым часом я расту,
Нахожусь я на посту.

Я – холенный помидор,
С кожею атласной
И вступать со мною в спор
Овощам опасно!

Захватил я Чиполино
И доволен буду,
Что ребята целый год
Останутся без лука!

Логопед: Ребята! Наш любимый, очень полезный овощ – лучок Чиполино, захватил в заложники злой, толстый синьор Помидор. Давайте, поможем бедному Чиполино вернуться к овощам.

Дети: Давайте!

2) Упражнение на развитие слухового внимания.

Логопед: Для этого вы должны выполнить все задания синьора Помидора. Он просит вспомнить, какие овощи вы знаете.

– Я буду называть много разных слов, а вы будете хлопать в ладоши, если услышите название овощей:

картошка, лук, виноград , машина, свекла, книга, тыква, лист, перец, баклажан, морковь, пальто, репа, стул, редис, капуста, персик, цветок, кабачок, огурец.

Логопед: – Молодцы, справились с заданием!

3) Упражнение на развитие логического мышления, памяти.

Логопед: – А теперь сядет за стул тот, кто ответит на вопрос Синьора Помидора полным предложением:

– Какой твой любимый овощ?

– Про какой овощ можно сказать “синий”?

– Какой овощ ставят снежной бабе вместо носа?

– Какой овощ растет на кустике, а не в самой земле?

– Какой овощ заставляет плакать человека?

– Какого цвета помидор?

Какой овощ выкапывают?

У какого овоща есть кочерыжка?

Какой овощ тянули дед, баба и даже мышка?

У какого овоща едят и вершки и корешки?

(Дети садятся на стулья.)

Логопед: – Синьор Помидор предлагает нам поиграть в игру “Магазин овощей” , а помогут нам вот эти картинки на наборном полотне. Чтобы купить овощи, нужно назвать как можно больше слов-признаков, отвечающих на вопрос: “какой?” или “какая?”.

Например: “Я хочу купить оранжевую, длинную, вкусную, сочную, хрустящую морковку.” (ребёнок получает маску с изображение овоща )

Логопед: Молодцы, хорошо справились с этим заданием!

Синьор Помидор просит нас сравнить
по вкусу : лук и помидор (Лук горький, а помидор кисло-сладкий.) ;
по цвету : репу и огурец;
по форме : кабачок и морковь;
по размеру : редис и капусту.


– И с этим заданием вы замечательно справились!

4). Детская песня «Урожайная » , Филиппенко, слова Т.

Волгиной

5 ). Физминутка «Урожай».

Синьор Помидор спрашивает, а знаете ли вы, как собирают овощи?

В огород пойдем, урожай соберем. Маршируют.

Мы морковки натаскаем «Таскают».

И картошки накопаем. «Копают».

Срежем мы кочан капусты, «Срезают».

Круглый, сочный,

Очень вкусный, Показывают круг руками 3 раза.

Щавеля нарвем немножко «Рвут».

И вернёмся по дорожке. Маршируют.

(Н. Нищева)

6) Пальчиковая гимнастика «Хозяйка однажды с базара пришла».

Логопед : Овощи, конечно, можно собрать самим в огороде, а можно и купить в магазине.

Логопед: А знаете ли вы, какие вкусные блюда можно приготовить из овощей? Как готовят овощи? (варят, тушат, солят, жарят..)

Логопед: – Синьор Помидор предлагает нам рассказать какой замечательный суп готовят хорошие хозяйки:

Хозяйка однажды с базара пришла, Шагают пальцами по столу.

Хозяйка с базара домой принесла Загибают по одному пальчику.

Картошку, капусту, морковку, горох

Петрушку и свеклу. Ох!.. Хлопок.

Вот овощи спор завели на столе – Попеременно ударяют кулачками .

Кто лучше, вкусней

И нужней на земле. Загибают по одному пальцу на название.

Картошка? Капуста?

Морковка? Горох?

Петрушка иль свекла? Ох!.. Хлопок.

Хозяйка тем временем Стучат ребром ладони.

Ножик взяла.

И ножиком этим

Крошить начала Загибают по одному пальчику на руке.

Картошку, капусту

Морковку, горох,

Петрушку и свеклу. Ох!.. Хлопок.

Накрытые крышкою, Складывают руки накрест.

В душном горшке

Кипели, кипели в крутом кипятке

Картошка, капуста, Загибают по одному пальчику на руке.

Морковка, горох,

Петрушка и свекла. Ох! Хлопок.

И суп овощной оказался неплох! Показывают, как едят суп.

7) Игра «Повар»(поиск соответствующего понятия).

Логопед предлагает детям в масках овощей пройти в центр зала и встать в круг, имитируя «кастрюлю».

Давайте вспомним, какие овощи мы положили в овощной суп:

Я положу в суп….. и т. д.

Дети в масках названных овощей поочерёдно выходят в центр (картошки, капусты, морковки, гороха, петрушки и свёклы).

Назовите, в каком порядке мы положили овощи?

8). Артикуляционные упражнения.

1.Упражнение «Подуем на горячий борщ». Вытянуть губы вперед трубочкой, как при звуке «у», и произвести длительный выдох.

2.Упражнение «Киска лакает борщ». Рот открыт. Губы в улыбке. Широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, затем втянуть язык в рот, к центру нёба. Следить, чтобы язык не сужался, при втягивании его боковые края скользили по коренным зубам, а кончик языка был поднят. Губы не натягиваются на зубы, нижняя челюсть не «подсаживает» язык вверх - она должна быть неподвижной.

3.Упражнение «Вкусный борщ» (для укрепления мышц языка, развития его подвижности, выработки подъема широ­кой передней части языка). Широ­ким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая дви­жение языком справа налево.

9). Упражнение «Доскажи словечко»

И последнее задание от синьора Помидора: нужно договорить последнее

словечко в чистоговорках:

Ор-ор-ор, сорвали красный… (помидор).
Ец-ец-ец, съели вкусный… (огурец).
Жан-жан-жан, лежит на грядке … (баклажан).
Син-син-син, мы делили …(апельсин).

– Ребята, что лишнее: помидор, огурец, баклажан, апельсин?

Дети: Апельсин.

Логопед: Почему?

Дети: Апельсин – это фрукт, а помидор, огурец и баклажан – это овощи.

III. Итог занятия .

Логопед дает оценку деятельности детей.

Ребята, вы порадовали меня своими знаниями. А самое главное к нам вернулся наш лучок – Чиполино, которого вы освободили от злого синьора Помидора своими ответами. (Логопед показывает Чиполино).

Тема: «Овощи»

Логоритмическое упражнение: «Урожай»

В огород пойдём

Идут по кругу, взявшись за руки,

Урожай соберём

Мы морковки натаскаем

«таскают»

И картошки накопаем

«копают»

Срежем мы качан капусты

« срезают»

Круглый, сочный, очень вкусный

показывают круг руками (3 раза)

Щавеля нарвём немножко

И вернёмся по дорожке

идут по кругу, взявшись за руки.

Пальчиковый игротренинг

Тук – тук – тук-тук!

ритмичные удары ребром ладоней

Раздаётся в доме стук

Мы капусту порубили

Перетёрли

трут кулачок о кулачок

Посолили

указательный и средний пальцы трутся о большой

И набили плотно в кадку

удары обеими руками по колену

Всё теперь у нас в порядке

Отряхивают руки

Диалог: «Перец»

Дети: «Говорят, ты острый перец,

Что, и вправду ты как нож?»

Перец: « Ну, не веришь, так не веришь…

Надкуси, тогда поймёшь!»

Тема: «Осень»

Логоритмическое упражнение: «Мы листочки»

Мы листики осенние

Стоя, машут руками,

На ветках мы сидели

(присели)

Ветер дунул - полетели

Поднялись, бег по кругу

Мы летели, мы летели

Бегут, кружатся

И на землю тихо сели

приседают

Ветер снова побежал

поднялись

И листочки все поднял

покружились

Пальчиковая гимнастика «Листочки»

Загиб пальцев с большого

Будем листья собирать

Сжимают и разжимают кулачки

Листья берёзы

Листья осины

Листики тополя

Листья рябины

Листья дуба мы соберём

Шагают по столу 2 и3 пальцами

Маме осенний букет отнесём

Разводят руки

Диалог: «Здравствуй, Осень!»

Дети надевают шапочки осени и дождика

Здравствуй, Осень!

Здравствуй, Осень!

Хорошо, что ты пришла!

У тебя мы осень просим

Что в подарок принесла?

Принесла я вам муки

Значит будут пирожки

Принесла я гречки

Будет каша в печке

Принесла я мёду

Полную колоду

А хорошую погоду ты нам, Осень, принесла?

Дождику вы рады

Не хотим, не надо!

Тема: «Лес – наше богатство»»

Логоритмическое упражнение «За малиной»

За малиной в лес пойдём, в лес пойдём

Идут в хороводе, взявшись за руки

Спелых ягод наберём, наберём

Идут по кругу, обеими руками собирая воображаемые ягоды

Солнышко высоко, а в лесу тропинка

Встают лицом в круг, тянутся руками вверх, затем пальчиками достают тропинку, сделав наклон.

Сладкая ты моя ягодка - малинка

Бегут по кругу, взявшись за руки

Логоритмическое упражнение «Сидит белка на тележке»

Сидит белка на тележке

Ритмично на каждое слово стучат кулачками по коленям

Продаёт она орешки

Лисичке - сестричке

Загибают по одному пальчику, начиная с большого

Воробью, синичке

Заиньке усатому

Мишке толстопятому

Диалог «Лис и мышонок»

- «Мышонок, мышонок, почему у тебя нос грязный?»

Землю копал

А для чего землю копал?

Норку делал

А для чего норку делал?

А чтобы от тебя лис спрятаться. В.Бианки

Тема: «Откуда хлеб на стол пришёл?»

Пальчиковый игротренинг «Ватрушки»

Мы для милого Ванюшки

Испекли бы три ватрушки.

Только нет у нас пока

Кулачки правой и левой руки сжимать и разжимать одновременно, начиная слов: «только нет у нас пока…»

Ни муки и ни песка,

Ни яиц, ни соли,

Ни дрожжей, ни молока.

Поочерёдно сгибать пальцы, начиная с большого

Логоритмическое упражнение «Каравай»

В землю зёрнышко посадим

Наклон вперёд

Очень малое оно

присесть

Но как солнышко засветит

Постепенно встаём

Прорастёт моё зерно

Сожнёт косарь зерно

«косит» зерно

И размелет его

Правой рукой, сжатой в кулак, круговые движения

А хозяйка из муки испечёт нам пирожки

«печь» пирожки

И большой каравай

Руки соединить в круг

Всем на радость раздавай

Развести в стороны

Диалог «Калачи»

Вы откуда, калачи?

Как откуда? Из печи.

И куда же вы идёте?

К тем, кто в поле, на работе,

Пусть вдоволь поедят, а лентяи поглядят.

Тема: «Транспорт»

Логоритмическое упражнение: «Теплоход»

От зелёного причала оттолкнулся теплоход

Шаг вперёд, руки опущены

Он назад шагнул сначала - раз, два

2 шага назад

А потом шагнул вперёд – раз, два

2 шага вперёд

И поплыл, поплыл по речке. набирая полный ход

Руки вперёд, ладони сомкнуты «нос» теплохода.

Движения по кругу мелкими шагами

Логоритмическое упражнение «Самолёт»

Руки в стороны – в полёт

(дети бегут на носочках по кругу, расставив, руки в стороны)

Отправляем самолёт

Правое крыло вперёд

поворот через правое плечо

Левое крыло вперёд

поворот через левое плечо

Полетел наш самолёт

бегут по кругу, руки в сторону

«Есть игрушки у меня»

Есть игрушки у меня

Хлопают в ладоши и ударяют кулачками друг о друга (попеременно)

Паровоз и два коня,

Серебристый самолёт,

Три ракеты

Вездеход,

Самосвал, подъёмный кран – настоящий великан.

Сколько вместе?

Хлопают попеременно в ладоши и ударяют друг о

Диалог «Паровоз»

Паровоз, паровоз

Что в подарок нам привёз?

Я привёз цветные книжки, пусть читают ребятишки!

Я привёз карандаши, пусть рисуют малыши.

Тема: «Быт человека»

Пальчиковая гимнастика «Бытовая техника»

Загибают пальцы на двух руках

Много техникивокруг:

Телевизор, холодильник,

Загибают пальцы, начиная с большого

Чайник, миксер и утюг -

Много техники вокруг.

Хлопки рук

Логоритмическое упражнение «Стулья»

Хоть у нас четыре ножки

Поднимают ноги, согнутые в коленях (4 раза)

Мы не мышки, и не кошки

Грозит пальцем

Хоть мы все имеем спинки

Нагнуться, показать спинку

Мы не овцы, и не свинки

Встаём, грозим пальцем

Мы не кони, хоть на нас

Приседаем со слов «хоть на нас»

Вы садились много раз

Диалог: «Пылесос»

Пылесос, пылесос, ты куда суешь свой нос?

Жу-жу-жу, жу-жу-жу – я порядок навожу!

Тема: « Наша Родина»

Пальчиковая гимнастика

«Пальчики – солдатики»

Командир позвал солдат

Поочерёдно разгибать пальцы, начиная с большого,

«Становитесь дружно в ряд!»

Первый встал, за ним - второй

Большим пальцем касаться всех остальных

«Безымянный, быстро в строй!»

А мизинчик очень мал, он чуть – чуть не опоздал!

Встали пальчики: «Ура!»

С восклицанием: «Ура!» кулачок разжать, широко расставив пальцы в стороны.

На парад идти пора!

Раз, два – дружно в ногу

Маршируют в ритм

Три, четыре – твёрже шаг

На парад идут солдаты,

И чеканят дружно шаг

Логоритмическое упражнение:

«Пограничники»

Поднести руку ко лбу, сначала правую, затем левую

Я границу сторожу

Ши-ши-ши – зашуршали камыши

Наклоны влево - вправо

Жу-жу-жу – я в дозор хожу

Шаги на месте в ритм

Диалог: «Что мы Родиной зовём?

Все дети: «Что мы Родиной зовём?

Один ребёнок: «Дом, где мы с тобой живём!»

Все дети: «Что мы Родиной зовём?»

Ребёнок: Поле с тонким колоском!

Все дети: Что мы Родиной зовём?

Всё что в сердце бережём,

И под небом синим- синим,

Флаг России над кремлём!

Тема: « Я вырасту здоровым»

Пальчиковый игротренинг: «Дружба»

Дружат в нашей группе девочки и мальчики

Руки сцеплены в замок, сжимаем и разжимаем

Мы с тобою подружились маленькие пальчики

Поочерёдное прикосновение пальцев друг с другом, начиная с большого,

Раз, два, три, четыре, пять

Загибают пальчики на обеих руках, начиная с большого,

Стряхивают пальчики

Раз, два, три, четыре, пять

Загибают пальчики на обеих руках

Стряхивают пальчики.

Логоритмическое упражнение + диалог

Что умеют наши ножки?

Мы шагаем по дорожке (шагают)

Что умеют наши ножки?

Побежим –ка по дорожке (бег на месте)

Что умеют наши ножки?

Приседают на дорожке (приседают)

Что ещё умеют ножки?

Пусть попляшут на дорожке («Пружинки»)

Все мы разом встанем в круг

Повернулись разом вдруг

Кто-то скажет: «Скок – скок-скок»

Тема: «Азбука питания»

Пальчиковая гимнастика «Ай да суп!

Глубоко – не мелко

Ладошки согнуть, сложить вместе, изображая кораблик

Корабли в тарелке,

Луку головка,

Загибают пальчики, начиная с большого

Красная морковка

Петрушка, картошка

И крупы немножко

Вот кораблик плывёт,

Ладошки согнуть, изображая кораблик, немного покачивая.

Заплывает прямо в рот!

Логоритмическое упражнение: «Винегрет и борщ»

Торопился на обед

Бег на месте

Винегрет

Так старался, так спешил

Что в кастрюлю угодил:

Наклонились, опустили вниз, свесили.

В кипяток свалился – винегрет сварился

Вот большая ложка- попробуйте немножко

Имитация еды, в руках ложка

Показывают большой палец

Диалог: «Домовята и каша»

За столом кричит Дуняшя:

«Не хочу, не буду кашу!»

Мама с папой: «Что с тобой?»

Деда с бабой: «Ой-ё-ёй!

Тётя с дядей: «Съешь Дуняш!»

Домовята: «Завтрак наш!»

«Маша варежку надела»

Маша варежку надела: (Сжать пальцы в кулачок.)

«Ой, куда я пальчик дела?

Нету пальчика, пропал, (Все пальцы разжать, кроме одного.)

в свой домишко не попал».

Маша варежку сняла: (Разогнуть оставшийся согнутым палец.)

«Поглядите-ка, нашла!

Ищешь, ищешь и найдешь, (Сжать пальцы в кулачок.)

здравствуй, пальчик, как живешь?»

«Ох, испачкалась одежда»

Ох, испачкалась одежда, (Дети сопровождают текст стихотворения соот-

Мы ее не берегли, ветствующими движениями)

Обращались с ней небрежно,

Мяли, пачкали в пыли.

Надо нам ее спасти

И в порядок привести.

В тазик воду наливаем,

Порошочку насыпаем.

Всю одежду мы замочим,

Пятна тщательно потрем,

Постираем, прополощем,

Отожмем ее, встряхнем.

А потом легко и ловко

Все развесим на веревках.

А пока одежда сушится,

Мы попрыгаем, покружимся.

Тема: «Вещи человека»

Логоритмическое упражнение: «Сарафанчик»

Купила Оле мама пёструю панаму (руки у головы)

Дети сгибают руки в локтях, совершают ритмичные

Купила Сарафанчик - (руки вниз, показывают сарафан)

поочерёдные движения, имитирующие движения рук робота

На боку карманчик (руки на боку)

(текст произносится в ритм, чётко)

На зелёном сарафанчике,

Руки внизу, показывают сарафанчик

Как на поле – одуванчики,

Колокольчики, ромашки,

Наклон вперёд, ритмичные поочерёдные движения рук

На ромашках – по букашке.

Выйдет Оля на опушку, не найдут её подружки

Шаг на месте

Пальчиковый игротенинг «Вяжем шарфик»

То крючок, то петелька,

Вяжем шарфик Петеньке.

(Сцепить мизинцы обеих рук друг с другом, как два крючка, чтобы их трудно было расцепить. По аналогии делать тоже с другими пальцами: безымянный с безымянным, средний со средним, указательный с указательным)

Диалог: «Перчатки»

Воспитатель: «Потеряли котятки по дороге перчатки.

И в слезах прибежали домой.

Котятки: «Мама, мама, прости,

Мы не можем найти.

Мы не можем найти перчатки.

Кошка – мама: Потеряли перчатки?

Вот какие котятки.

Я вам нынче не дам пирога

Воспитатель: «Побежали котятки,

Отыскали перчатки

И, смеясь прибежали домой.

Котятки: «Мама, мама, не злись!

На дороге нашлись, на дороге нашлись перчатки!

Мама- кошка: «Отыскали перчатки!

Вот спасибо, котятки,

Я за это вам дам пирога!

Мур-мур- мур пирога!

Мур-мур-мур, пирога!

Я за это вам дам пирога!

Тема: «Моя семья»

Пальчиковая гимнастика «Раз, два, три, четыре мы считалочку учили»

Раз, два, три, четыре,

Сжимание в кулачок и разжимание пальцев обеих рук

Мы считалочку учили:

Бабушка и мамочка,

Загибают по одному пальцу, начиная с большого пальца правой руки

Дедушка и папочка,

Вот братишка и сестрёнка,

Он – Антон, она – Алёнка.

Вот и вся моя семья,

Рассказал считалку я!

Логоритмическое упражнение: «Мама»

Маме надо отдыхать

Всё логоритмическое упражнение дети идут на

Маме хочется поспать

носочках, руки на поясе. На слова: «Я на цыпочках хо

Я на цыпочках хожу

жу» - говорят шёпотом.

Маму я не разбужу

Логоритмическое упражнение «Помощники»

Маме надо печь топить

Дети идут друг за другом, руки на поясе.

Чтоб обед нам всем сварить

Я дрова ей нарублю

Поворачиваются лицом, руки сцеплены в замок и

Маму я свою люблю

делают наклон вперёд, имитируя рубку дров.

На слова «маму я свою люблю» - обнимают себя обеими руками

Диалог: «Сыночек»

Сыночек, пойди потолки пшена на кашу.

Ох, матушка, живот болит.

Сыночек, иди есть кашу.

Что ж, раз мать велит, надо идти.

Тема: «Зимушка – зима»

Кружатся, кружатся снежинки,

Руки совершают плавные встречные движения, имитируя движения рук дирижёра в оркестре

Как белые перья ложатся в перинки,

Руки стороны,плавно их опускают и постепенно приседают.

Перинки, подушки, лежат на опушке

Взмахи руками влево-вправо снизу, у пола,

И зайца следы - как петельки.

Перекрёстный шаг на месте.

Украсили эти постельки.

Пальчиковый игротренинг: «Рубим дрова»

Чтобы печку истопить,

Имитировать движения рук дровосека,

Надо дров нам нарубить.

Пальцы « сплести», соединить ладони и стиснуть

Рубим, рубим мы дровишки -

Их как можно сильнее.

Пусть тепло будет детишкам.

Развитие диалогической речи

Инсценирование р.н сказок, отрывков из сказок по выбору воспитателя – развиваем интонационную выразительность речи

Тема: «Зимние виды спорта»

Логоритмическое упражнение «Санки»

Ух! Ух!Ух!

«Тарелочки»

Мчатся сани

Хлопок справа, слева

Во весь дух.

2 раза топают

Ух! Ух! Ух!

«тарелочки»

Снег под горкой

Хлопки справа, слева

Словно пух.

2 хлопка над головой

Логоритмическое упражнение: «Разминка»

Мы руки поднимаем

руки вверх

Мы руки опускаем

руки вниз

Потом мы приседаем

присесть, руки на поясе

И дружно все встаём

подняться

Мы руки повернём

поворот туловища

И поворот кругом

Вокруг себя поворот

Пальчиковая гимнастика «Поклоны»

Руки сомкнуты в локтях, пальцы направлены вверх, ладони развёрнуты друг к другу. Пальцы правой и левой руки поочерёдно кланяются друг другу, трижды сгибаясь и выпрямляясь.

Диалог: «Футбол»

Вед: сказала тётя

Тётя: - Фи, футбол! (с пренебрежением)

Вед: сказала мама

Мама: - «Фу, футбол!» (с отвращением)

Вед: - «Фу, футбол!» (разочарованно)

Вед: А я ответил!

Я: Во, футбол! (восторженно)

Тема: «Новый год»

Логоритмическое упражнение: «Снежинки»

Мы снежинки, мы снежинки

Кружаться, делая плавные движения руками

Покружиться мы не прочь.

Мы снежинки балеринки

Руками описывают круг

Мы танцуем день и ночь

Встанем вместе все в кружок,

Образуют узкий круг, присели

Получается снежок

Мы деревья побелили

Плавно поднимают руки

Землю бархатом укрыли

Руки опускают

И от стужи сберегли

Сидят, ручками прикрыв голову.

Пальчиковый игротренинг

Дали мы Антошке

(имитация игры на детских музыкальных интсрументах)

Весёлую гармошку

Взял наш Петя барабан,

Коле нравится баян

На трубе дудит Егор-

Веселится весь наш двор.

«Бусинки»

Рассыпались у Люсеньки

Все маленькие бусинки

Их соберём в коробочку,

Наденем на верёвочку.

(для индивидуально работы с детьми по развитию мелкой моторики)

Ребёнок собирает бусинки на ниточку и приговаривает слова.

Диалог «Снегурочка»

Снег лежит на улице

Все вместе

Вышли мы во двор

«Давай лепить Снегурочку!»

Предложил Егор!

воспитатель

Приделаем Снегурочке мы длинную косичку

Мальчик продолжает

А из тонких веточек пушистые реснички.

Воспитатель

Кругленькие пуговки шубку украшают,

А вот щёчки бледные - солнышка не знают

Говорит вдруг Маша:

воспитатель

«Чтоб Снегурка наша порумяней стала,

Свеколку из погреба бабушка достала

Ведь чудеса бывают всегда под Новый год,

Все хором.ъ

А вдруг наша Снегурочка возьмёт и оживёт

Тема: «Зимующие птицы»

Воробей по лужице

Движения выполняем в соответствии со словами

Прыгает и кружится

Прыгают, кружатся, наклоняются, хвостиками машут

Пёрышки взъерошил он,

хлопают в ладоши;

Хвостик распушил

Погода хорошая: «Чив» , «Чив»

Пальчиковый игротренинг «Птенчики»

Приносила пташка

Птенчикам букаше

Птенчики ждали -

Рты разевали,

Громко кричали

(Все пальцы правой руки обхватить левой ладонью. Получается «гнездо». Шевеление пальцами правой руки создаёт впечатление живых птенцов в гнезде)

Возле ёлочки зелёной, скачут, каркают вороны

(каркают тихо, изображая воробьёв)

Из-за корочки подрались, во всё горло раскричались.

(каркают громко)

Тема: «Зимовье зверей»

Пальчиковый игротренинг «Заяц»

Сидит заяц под кустом

Поочерёдно сжимать и разжимать кулачки,

Здесь семья его и дом

Руки на уровне плеч

И верхушки длинных ушек

Все трепещут на макушке

В его доме нет дверей

Как спастись от злых зверей?

Логоритмическое упражнение: «Медвежата»

Медвежата в чаще жили,

Круговые движения головой в разные стороны

Головой они крутили,

Вот так, вот так!

Медвежата мёд искали,

Наклоны в стороны

Дружно дерево качали,

Руки вперёд

Вперевалочку ходили

Ходьба по - медвежьи

И из речки воду пили

Наклоны вперёд

Вот так, вот так

А потом они плясали

пружинки

Выше лапы поднимали

Поднимают ноги высоко

Вот так, вот так

Диалог «Лиса и заяц»

Слыхал, заяц, как охотники мой лисий хвост называют?

Заяц: Трубой! Хи-хи!

А мой заячий хвост охотники прозвали цветком. Цветком, цветиком, цветочком!

Да ну-у-у! А ну, зайка, дай мне цветочек понюхать?

Но-но-но! Я твою лисью морду знаю! Цветок понюхаешь, а ногу откусишь. Уходи, уходи, со своей трубой!

Н. Сладков.

Тема: «Дикие животные жарких стран»

Пальчиковый игротренинг «Я по Африке гулял»

Я по Африке гулял

«Ходим» по коленям указательными и средними пальцами рук обеих рук)

И зверей там повидал

Длинношеего жирафа

(Пальцы рук складываем в кулаки, большие пальцы выставляем вверх)

Высотою аж в три шкафа

Черепаху, тигра, льва и огромного слона

Я катался на Слоне…

Попеременно ударяем, то кулачок о кулачок, то ладошку о ладошку

Жаль, что было всё во сне.

Логоритмическое упражнение: «Мартышки»

На арене цирка – вышка,

Сложить руки в кулачки, имитировать движения рук

А на вышке – две мартышки.

По верёвке вверх, а затем вниз.

И они влезают ловко,

Вверх под купол – на верёвке.

Вниз скользят, как акробаты,

Очень ловкие ребята!

Тема: «Подворье»

Логоритмическое упражнение: «Щенок»

Папа мне купил щенка,

Дети сгибают руки в локтях, совершают поочерёдные движения, имитирующие робота, текст читается скандированно.

Как смешон малыш пока!

Очень мил щенок и весел,

Ушки длинные развесил,

Брюшко –шарик, мокрый нос

Назову его Трезор,

Будем с ним ходить в дозор!

Пальчиковый игротренинг: «Курица»

Как на нашей улице пробегала курица,

«Шагают» пальцами по подушке

Растеряла всех цыплят -

Шустрых, маленьких ребят!

Первый цыплёнок – следит за лягушкой,

Загибают по очереди пальцы

Второй и третий – возле кадушки

Бабочку ловят – четвёртый и пятый

Эх, попадёт вам от мамы ребята!

Грозят пальцем!

Диалог «Разговор с котом»

Почему ты чёрен кот?

Лазил ночью в дымоход.

Почему сейчас ты бел?

Из горшка сметану ел.

Почему ты серым стал?

Меня пёс в пыли валял.

Так какого же ты цвета?

Я и сам не знаю это.

Тема: «Рыбы»

Логоритмическое упражнение: «Рыбы»

Щука в речке жила

Показ руками движений рыбы

Щёткой воду мела

Наклон. Руками в разные стороны «метёт»

Щи варила для гостей

Показ помешивания

Угощала пескарей

Руки в стороны «угощаем»

Рыбка плавает в водице, рыбке весело играть

Сложенными вместе ладонями изобразить как плавает рыбка

Рыбка, рыбка, озорница

Грозят пальчиком

Мы хотим тебя поймать

Медленно сближают ладони, хлопок

Рыбка спинку изогнула

Изображают как плавает рыбка

Крошку хлебную взяла

Делают хватательные движения обеими руками

Рыбка хвостиком махнула

Изображают двумя ладонями, сложенными вместе, как плавает рыбка

Рыбка быстро уплыла.

Диалог: «Пескарик и фонарик»

Для чего тебе пескарик нужен маленький фонарик?

Чтобы ночью не попасть острозубой щуке в пасть!

Тема: «Профессии»

Пальчиковый игротренинг: «Повар»

Повар готовил обед, а тут отключили свет

ребром ладони стучат по коленям

Повар леща берёт и опускает в компот

загибают большой палец на правой руке

Бросает в котёл поленья

указательный

В печку кладёт варенье

Мешает суп кочерёжкой

Угли берёт поварёшкой

Сахар сыплет в бульон

И очень доволен он!

разводят руками

Логоритмическое упражнение «Я шофёр»

Я шофёр – помыл машину

топающий шаг

Сел за руль и выгнул спину

«руль» в руки,

Загудел мотор и шины

спина прямая

Зашуршали у машины

«р-р-р – произносят; «ш-ш-ш – произносят.

Подметает дворник двор,

руками машет в разные стороны

Убирает дворник сор.

Наш охранник на посту смело смотрит

Повороты в разные стороны, ладонь ко лбу

А сапожник сапоги для любой сошьёт ноги.

Присесть, встать, выставляя ногу на пятку.

Диалог: «Кузнец»

Эй, кузнец, молодец,

Расковался жеребец!

Ты подкуй его опять.

Отчего не подковать!

Вот гвоздь, вот подкова,

Раз, два – и готово!

(Ребёнок показывает на гвоздь, на подкову, ставит гвоздь на подкову и стучит по гвоздю молотком)

Тема: «Защитники Отечество»

Пальчиковая гимнастика «Пальчики – солдатики»

Командир позвал солдат:

«Становитесь дружно в ряд!»

Первый встал, за ним – второй,

Поочерёдно разгибать пальцы, начиная с большого.

«Безымянный - быстро в строй!»

Затем большим пальцем касаться всех остальных -

А мизинчик очень мал,

«Будить»

Он чуть- чуть не опоздал.

«Встали пальчики – Ура!»

Одновременно с восклицанием: «Ура!», кулачок

На парад идти пора!

разжать, широко расставив пальцы в стороны.

Логоритмическое упражнение: «На парад»

Раз, два – дружно в ногу,

Маршируют в ритм

Три, четыре – твёрже шаг

На парад идут солдаты,

И чеканят дружно шаг

Логоритмическое упражнение «Пограничники»

Жу-жу-жу – я границу сторожу

Руки ко лбу, смотрят по сторонам

Ши-ши-ши – зашуршали камыши

Наклоны влево-вправо

Жу-жу-жу – я в дозор хожу.

Руки ко лбу, смотрят в разные стороны

Логоритмическое упражнение: «Пилоты»

Мы летаем высоко

Руки вверх, стоя

Мы летаем низко

присесть, руки в стороны

Мы летаем далеко

встать, руки в стороны

Мы летаем близко

руки прижать к груди

Диалог: «Что мы Родиной зовём?»

Что мы Родиной зовём?

Дом, где мы с тобой живём,

И берёзки, вдоль которых рядом с мамой мы идём.

Что мы Родиной зовём?

Поле с тонким колоском,

Наши праздники и песни,

Тёплый вечер за окном.

Что мы Родиной зовём?

Всё, что в сердце бережём,

И под небом синим-синим

Флаг России над кремлём.

Тема: «Мамин праздник»

Логоритмическое упражнения: «Помогаю маме»

Свою маму я люблю

Руки в стороны и прижать к груди (2р)

И всегда ей помогу

Вот так! Вот так!

Свою маму я люблю

Имитация колки дров (руки в замок – 2р)

Я ей дров наколю

Вот так! Вот так!

Свою маму я люблю

Руки в стороны и прижать к груди

И всегда ей помогу

Вот так! Вот так!

Пальчиковый гимнастика «Помощники»

Мы бельё стирали сами

Мы его прополаскали

и не капли не устали

Будем снова полоскать

Будем маме помогать

Диалог: «Весна»

Ну, весна, как дела?

Весна: У меня уборка

Дети: «Для чего тебе метла?»

Весна: « Снег смести с пригорка!»

Дети: «Для чего тебе ручьи?»

Весна: «Мусор смыть с дорожек»

Дети: «Для чего тебе лучи?»

Весна: «Для уборки тоже. Всё промою, просушу. Вас на праздник приглашу.

Тема: «Народные промыслы»

Логоритмическое упражнение: «Посуда»

Вот большой стеклянный чайник

(«надуть» живот, одна рука на поясе)

Очень важный, как начальник

Другая изогнута, как носик.

Вот фарфоровые чашки,

Приседать, одна рука на поясе

Очень хрупкие, бедняжки

Вот фарфоровые блюдца,

(кружиться, рисуя руками круг)

Только стукни - разобьются.

Вот серебряные ложки,

Потянуться, руки сомкнуть над головой.

Вот пластмассовый поднос -

Он посуду нам принёс.

(сделать большой круг)

Пальчиковы игротренинг « Чудо Гжель»

Ай да посуда, что за диво, хороша, и та, и та,

Прикасаются одновременно пальцами обеих рук

Вся нарядна и красива, расписная, вся в цветах!

Поочерёдные удары (ладонь – кулачок)

Здесь и роза, и ромашка, одуванчик, васильки,

Загибают поочерёдно пальцы обеих рук

С синей сеточкой по краю, просто глаз не отвести.

большой и указательный пальцы, согнуты в колечки, «подносят» колечки к глазам

Сотворили это чудо не за тридевять земель

удары кулачок о кулачок (молоточки)

Расписали ту посуду на руси, в местечке Гжель.

рисуют пальчиком у себя на ладошке.

Тема: «Народный фольклор»

Пальчиковая гимнастика: «Родные братья»

Ивану большому – дрова рубить,

Загибаем пальцы, начиная с большого.

Ваське – указке – воду носить,

Мишке среднему – печку топить,

Гришке – сиротке – кашу варить,

А Крошке – Тимошке – песенки петь,

Песни петь и плясать,

Хлопки (чередование ладонь – кулачок)

Родных братьев потешать.

Логоритмическое упражнение: «Баба сеяла горох»

Баба сеяла горох -

Прыг – скок, прыг-скок!

Обвалился потолок -

Прыг – скок, прыг – скок!

Баба шла, шла, шла,

ходьба на месте

Пирожок нашла

Наклон, коснуться пола

Села, поела

Опять пошла

ходьба на месте

Баба стала на носок,

Ноги вперёд, нога на носок

А потом на пятку

на пяточку

Стали русского плясать

другая нога на носок, потом на пятку

А потом присядку.

присядка

Диалог: « Чей нос»

Один ребёнок нажимается на кончик носа другому и приговаривает:

Чей нос? - Савин

Где был? – славил

Что славил? – Копейку

Что купил? – Конфетку,

С кем ел? – С козой.

Не ешь с козой, а ешь со мной.

Тема: «Народные праздники и традиции»

Пальчиковый гимнастика: «Масленница – кривошейка»

Масленница – кривошейка,

Встретим тебя хорошенько,

Потирают рука об руку

С блинцами, каравайцами, с вареничками,

загибаю пальцы по одному

С сыром, с маслом, с калачом и печёным яйцом!

В первый день её встречают, весёлой песней зазывают.

Машут обеими кистями рук – «зазывают»

Логоритмическое упражнение: «Колядушки»

Лада- ладушки-ладошки

А пойдём – ка по дорожке

Ходьба на месте

Да к соседям с Колядой

За подарками гурьбой

Лада-ладушки - ладки

А послушай те колядки

руки поочерёдно подносят к ушам – «слушают»

Нас поздравьте,

Разводят руки

Обнимите,

Обнимают себя руками

И гостинцы подарите.

руки соединяют, показывая круг – «подарок»

Развитие диалогической речи: Хороводная игра: «Где был Иванушка?»

Где был, Иванушка? (Иванушка в центре круга)

На ярмарке.

Что купил, Иванушка?

Курочку.

Курочка по сеничкам (дети показывают, как курочка клюёт)

Зёрнышки клюёт

Где был, Иванушка?

На ярмарке.

Что купил, Иванушка?

Уточка по лужице (дети изображают как уточка плывёт)

Взад-вперёд плывёт

Иванушка в горенке песенки поёт.

Где был, Иванушка?

На ярмарке.

Что купил, Иванушка?

Ослик на лужайке (дети показывает как ослик щиплет травку)

Травушку жуёт,

Иванушка в горенке

Песенки поёт.

Где был, Иванушка?

На ярмарке.

Что купил, Иванушка?

Тетёрку (выходит тетёра (взрослый) и заводит хоровод.

Тема: «Весна»

Пальчиковая гимнастика «Весна идёт»

На сосну взобрался Миша

имитация взбирания на дерево

С ветки даль ему видна

Ладошку приставить «козырьком ко лбу

Смотрит на холмы и крыши

рукой сделать волнообразные движения, а

затем сложить руки над головой – «крыша»

Не идёт ли к нам весна?

ходьба на месте

За деревней, за долиной

посмотреть влево, вправо

Где прозрачен небосвод

показать руками небо

Клин увидев журавлиный

сомкнуть кончики пальцев вытянутых перед собой рук

Закричал: «Весна идёт»

вскинув руки вверх, в стороны.

Логоритмическое упражнение: «Весенняя телеграмма» - Азбука Морзе

Дятел сел на толстый сук – тук-тук-тук

стучат кулачками в ритм

всем друзьям своим на юг – тук-тук-тук

Телеграммы срочно шлёт – туки-туки-тук

Что весна уже настала – туки – туки - тук

Ручейки давно бегут – туки – тук - тук

И подснежники растут – туки – тук-тук-тук

Дятел зиму зимовал – тук - тук

И на юг он не летал – тук-тук

Вот понятно почему дятлу скучно одному

Рассказ – диалог (инсценирование) : «Медведь и солнце»

Просочилась в берлогу вода – Медведю штаны промочила.

Чтоб ты, слякоть, пересохла совсем! – заругался медведь. – Вот я тебе сейчас!

Не я, Медведушка, виноват. Снег во всём виноват. Начал таять, воду пустил. А моё дело водяное – теку под уклон.

Ах, это снег виноват? Вот я его сейчас! – взревел медведь.

Побелел Снег, испугался. Заскрипел с перепугу.

Не я винова, Медведь, Солнце виновато. Так припекло, так прижгло – растаешь тут!

Ах, это ты солнце мне штаны промочило? – рявкнул медведь, - Вот я его сейчас!

А что сейчас? Солнце ни зубами не схватить, ни лапой не достать. Сияет себе, с8нег топит, воду в берлогу гонит. Медведю штаны мочит.

Делать нечего – убрался Медведь из берлоги. Поворчал, поворчал да и покосолапил. Штаны сушить. Весну встречать.

Тема: «Космос»

Логоритмическое упражнение: «Ракета»

А сейчас мы с вами дети улетаем на ракете

В соответствии со словами текста выполняют движения

На носки поднимись, а потом руки вниз,

Раз, два, три, потянись.

Вот летит ракета ввысь.

Пальчиковая гимнастика «Ракета»

1,2,3,4,5 – начинаем мы взлетать

Загибают пальцы обеих рук

На ракете улетим

Пальцами изображают нос ракеты

И всю землю облетим

пальцами изображают круг

На луне мы прилунимся

Поочерёдные хлопки (кулак – ладонь)

И на землю возвратимся

Повторить диалог «Медведь и солнце» (см. тему: «Весна»

Тема: «Перелётные птицы»

Логоритмическое упражнение: «Веснянка»

А уж ясно солнышко припекло, припекло

Медленно поднимают руки.

И повсюду золото разлило, разлило

Дети идут по кругу, взявшись за руки,

Медленно опускают руки.

Ручейки по улице

Бегут по кругу, в противоположную сторону на носочках, держа руки на поясе

Всё журчат, всё журчат

Журавли курлыкают

Идут по кругу, в противоположную сторону,

И летят и летят.

высоко поднимая колени, руками изображая взмахи крыльев.

Пальчиковая гимнастика: «Птенчики в гнезде»

Улетела птица- мать

Все пальчики правой руки обхватить левой ладонью.

Малышам жуков искать.

Получается «гнездо». Шевеление пальцами правой

Ждут малютки - птенцы

руки, создаёт впечатление живых птенцов.

Мамины гостинцы

«Скворечник»

Скворец в скворечнике живёт и песню

Ладошки вертикально поставить друг к другу,

звонкую поёт.

мизинцы прижать (как лодочка),

а большие пальцы согнуты вовнутрь.

« О чём поют воробушки»

О чём поют воробушки в последний день зимы?

Воробушки:

Мы выжили! (хлопают в ладоши)

Мы дожили (прыжки на месте)

Мы живы! Живы мы! (шаг на месте)

Тема: «Опасности вокруг нас»

Логоритмическое упражнение: «Кран, откройся»

Кран, откройся!

«открывают кран»

Нос, умойся!

Мойтесь сразу оба глаза!

моют глаза

Мойтесь ушки!

Мойся шейка!

Шейка, мойся хорошенько!

Мойся, мойся, обмывайся!

Грязь, смывайся! Грязь смывайся!

Топают ногами в ритм

Пальчиковая гимнастика: «Голубые варежки»

Подарю я бабушке голубые варежки

Я из ниток шерстяных, десять дней вязала их

Имитируют вязание

Пусть она их носит, руки не морозит!

Чередование (хлопок – кулачок)

Тема: «Человек охраняет природу» (ср.гр)

Пальчиковый игротренинг: «Жук»

Жук сидит на веточке

Сжать кулачок.

Вы не бойтесь, деточки

Попробуйте-ка сами!

Указательный и мизинец развести в стороны (усы)

Пошевелить усами.

Шевелят указательным и мизинцем.

Логоритмическое упражнение: «Воробей»

Поскорей, поскорей

дети сгибают руки в локтях, совершают поочередные

Прилетай к нам, воробей!

действия, имитирующие движения рук, робота или

Тебе на дорожке

Буратино.

Мы насыплем крошки.

Текст произносят скандировано и чётко.

Прыг-прыг-прыг, чик – чирик.

Воробей наш невелик

Прыгает, летает, устали не знает

Диалог: «Воробей и синица»

Угадай, синица, какое у людей самое страшное оружие?

Э-Э – не угадала!

Опять не угадала!

Какое же тогда, воробей?

Рогатка. Из пушки-то по воробьям не стреляют, а из рогатки – только успевай отскакивать! Я -тоъ уж знаю, я –то стреляный воробей!

Н. Сладков

Тема: «Человек охраняет природу»

Логоритмическое упражнение: «В лесу»

Тишина в лесу, покой,

руки совершают плавные встречные движения,

Вот и водоём лесной,

имитируя движение рук дирижёра в оркестре.

Мощные расправив крылья,

Лебедь над водой парит,

Изогнув изящно шею,

Как волшебное виденье,

По поверхности скользит,

И на солнце оперенье

Словно снежное блестит.

Пальчиковый игротренинг: «Птичка»

На ладонь посадим птичку,

Пальцы сложены ввиде клюва.

Кормим милую синичку.

Ритмично наклонять кисть к ладошке,

Птичка зёрнышки клюёт

имитируя движение, как птичка клюёт зёрнышки.

Деткам песенку поёт.

Тень,тень, по-тетень.

Я летаю целый день.

Детки в гнёздышках сидят.

И конечно есть хотят.

«Дуб и рябина»

Ой, Рябинушка - Рябина, что взгрустнула ты?

Была я, дуб, тонкой рябиной, а стала сухой корягой. Ободрали меня ребятишки, как липку. Ни ягод на мне, ни сучков, ни веток – хоть в костёр с головой! Хоть бы ты, дуб, меня защитил.

Что ты, что ты! Я сам, теперь голубушка, такой, что краше в дровяной склад кладут. Всю осень жёлуди с меня сшибали, камнями да палками по голове молотили. Всю душу вытрясли! Был я дубом, стал дубиной!

Тема: « Цветы»

Пальчиковая гимнастика «Цветы»

Наши алые цветы распускают лепестки

плавно разжать пальцы

Ветерок чуть дышит, лепестки колышит.

помахать руками перед собой

Наши алые цветы закрывают лепестки,

плавно сжать пальцы

Тихо засыпают, головой качают.

плавно опустить их на стол

Логоритмическое упражнение: «Цветы»

(дети присели, имитируя нераскрывшиеся бутоны цветов).

Воспитатель: 1,2,3. – выросли цветы! (дети медленно приподнимаются, поднимают руки вверх и раскрывают ладони с растопыренными пальцами).

К солнцу потянулись высоко:

тянутся на носочках, смотрят вверх.

Стало им приятно и тепло!

Ветерок пролетал

Ребёнок «ветер» пролетает среди детей

Стебельки качал.

Влево пригнулись

Вправо качнулись

Низко пригнулись

Как красивы они,

руки в стороны, садятся на свои места.

В лесу красота и покой,

А нам пора уже домой.

Тема: «Лето»

Логоритмическое упражнение: « Радуга – дуга»

Здравствуй, радуга-дуга.

Дети выполняют поклон.

Разноцветный мостик!

Широко разводят руки в стороны, «рисуя» в воздухе дугу.

Здравствуй радуга-дуга!

Вновь выполняют поклон.

Принимай нас в гости.

Идут по кругу, взявшись за руки.

Мы по радуге бегом

Бегут по кругу друг за другом, высоко поднимая

Пробежимся босиком.

Через радугу -дугу

Встают яйцом в круг, делают четыре прыжка на носках.

Перепрыгнем на бегу

Делают ещё 4 прыжка на носках

И опять бегом, бегом

Бегут по кругу друг за другом, высоко поднимая колени

Пробежимся босиком.

Пальчиковый игротренинг: «Лето»

Вот за что люблю я лето?

Хлопают в ладоши

Лето солнышком согрето.

Загибают пальцы, начиная с большого.

Два – в лесу растёт ромашка,

Три – ромашки – посмотри!

А четыре – это лес,

Полный сказок и чудес.

Пять – купались мы опять.

Шесть – пора грибов поесть.

Семь – малины я поем.

Восемь – сено мы покосим.

Девять – бабушка идёт,

Землянику нам несёт.

Десять – все вокруг в листву одето.

Вот за что люблю я лето.

Хлопки в ладоши

Тема: «Насекомые и пауки»

Логоритмическое упражнение: «Насекомые над лугом»

Жу-жу-жу – жужжит пчела

Дети раставляют руки в стороны,

Я лечу издалека

Ритмично помахивают руками.

Зу-зу-зу – комар пищит

Указательные пальцы выставляют вперёд, остальные сжимают.

Укусит скорей спешит.

Делают ритмичные выбросы рук попеременно вперёд.

Уф-уф-уф - как паровоз,

Ритмично притопывают ногами.

Шмель пыхтит, - пыльцу повёз.

Жук гудит: гу-жу, гу-жу

Делают ритмичные хлопки.

Я любого разбужу.

Пальчиковая гимнастика: «Пчела»

Прилетела к нам вчера -

Машут ладошками.

Полосатая пчела.

За нею шмель-шмелёк,

Загибаем по очереди пальцы, начиная с большого.

И весёлый мотылёк,

Два жука и стрекоза,

Как фонарики глаза,

Делают кружки из пальцев и подносят к глазам.

Пожужжали, полетали,

машут ладошками.

От усталости упали.

Роняют ладони на стол.

Логовая Екатерина
Логоритмическое занятие на тему «Овощи»

Тема : овощи .

Цель : обогащение словаря связанного с темой занятия .

Задачи :

1. Развитие динамической координации движений.

2. Развитие артикуляционного аппарата.

3. Развитие фонационного дыхания.

4. Развитие общей и мелкой моторики.

5. Активизация словаря связанного с темой занятия .

6. Развитие связной речи.

7. Развитие грамматических навыков.

8. Воспитывать четкую дикцию.

Оборудование : презентация.

Вводная часть.

Маршировка.

Здравствуйте дети сегодня к нам в гости при шел Микки Маус и он зовет нас в парк.

Дети выходят под «Лесной марш» и следуют командам логопеда .

Музыкальная минутка.

Микки предлагает нам послушать звуки осенней природы и назвать то что мы услышим.

Дети слушают запись со звуками осеннего леса и говорят, что они услышали (шум ветра и ветвей, шорох листьев, крик журавлей, стук дятла, скрип деревьев).

Дыхательное упражнение «Ветер» .

Дует легкий ветерок – ф-ф-ф…

и качает как листок - ф-ф-ф…

Выдох спокойный не напряженный.

Дети хором поют ф-ф-ф…

Дует сильный ветерок - ф-ф-ф…

И качает так листок - ф-ф-ф…

Активный выдох.

Дети хором поют ф-ф-ф…

Дует ветерок, а листочки качаются и поют свою песенку.

Осенние листочки на веточках сидят,

Осенние листочки детям говорят :

Осиновый а-а-а…

Рябиновый и-и-и…

Березовый о-о-о…

Дубовый у-у-у.

Дети хором поют а-а-а, и-и-и, о-о-о, у-у-у

Основная часть.

Упражнение «Дождик» (на координацию речи с движениями) .

Так как пошел дождь Микки Маус зовет нас к себе домой, чтобы мы не промокли. Выполняется упражнение под звуки дождя.

Дождик, дождик на дорожке (Стучать кулаками друг о друга)

Он намочит наши ножки. (Наклониться, похлопать ладонями по коленям)

Нужно ножки поднимать (Стоя на месте шагать, высоко поднимая ноги)

Через лужицы скакать. (Указательный жест правой рукой вправо-вниз, один прыжок на месте)

Вот так, вот так (Прыжки из стороны в сторону)

Через лужицы скакать.

Поспешим мы, поспешим (Семенящий бег на месте)

От дождя мы убежим. (Присесть - «спрятаться в домик» )

Дети выполняют упражнения после инструкции и показа логопеда .

Игра «Урожай» .

Когда дождик закончился давайте поможем Микки собрать урожай.

Дети называют овощи изображенные на картинке.

Артикуляционная гимнастика

Ох как мы потрудились давайте теперь отдохнет.

Логопед показывает презентацию с предметными картинками (солнышко, дождик, грибок, «ветерок» , говорит слова и показывает соответствующее упражнение, а дети выполняют.

«Улыбка» : Солнышко нам улыбнется (Губы сомкнуть и растянуть в улыбке)

«Дождик» : Дождик каплями прольется. (Приоткрыть рот, стучать языком в верхние резцы : т-т-т-т-т.)

«Грибок» : Вырастает грибок («Приклеить» передний край языка к небу; опускать нижнюю челюсть вниз, растягивая подъязычную связку)

«Ветерок» : Подует ветерок. (Открыть рот, широко распластанный язык положить на нижнюю губу. Дуть : ф-ф-ф-ф.)

Дети садятся на коврик и выполняют соответствующие упражнения.

Пальчиковая гимнастика «Осенний букет»

А теперь давайте порадуем Микки и соберем для его подруги Мини осенний букет, но сначала вспомним какие бывают листья (Логопед показывает презентацию с изображением листьев) .

Раз, два, три, четыре, пять (Загибать по одному пальцу в кулак)

Будем листья собирать. (Сжимать и разжимать кулаки)

Листья березы, Листья рябины, (Загибать поочередно пальцы в кулак, начиная с большого)

Листья тополя, Листья осины,

Листики дуба мы соберем,

Минни осенний букет отнесем. (Хлопки на каждую ритмическую единицу)

(Я. Нищева)

Дети сидя на стульях смотрят презентацию и называют листья изображенные на экране.

Составление описательного рассказа по картинке.

Дети сейчас я вам покажу картинку а вы должны по очереди придумать к этой картинке предложение Дети по очереди составляют предложения по картинке.

Заключительная часть.

Релаксация

Устал что-то Микки.

Он ложится спать

И приглашает деток

Немножко полежать.

Дети лежат на ковре, звучит мелодия «Дождик, дождик, приходи» Т. Гомез (аудиосборник «Волшебство природы» ).

Публикации по теме:

Логоритмическое занятие «Масленица» для подготовительной группы МКДОУ «ЦРР – д/с № 5 «Дельфин» Конспект открытого логоритмического занятия «Масленица» для детей подготовительной группы.

Логоритмическое занятие «Животные жарких стран. Яркие цвета Африки» Логоритмическое занятие в подготовительной группе на тему: Животные жарких стран. Яркие цвета Африки. Цель: формирование знаний детей об.

Логоритмическое занятие «От музыки к движению. Приключение Буратино» Логоритмическое занятие "От музыки к движению и речи" «Приключение Буратино Подготовила музыкальный руководитель ГКДОУ№19 "Детский сад.

Логоритмическое занятие в подготовительной группе «Космическое путешествие» Цель: - расширять словарь детей - развивать творческую активность - упражнять в координации речи и движений - способствовать развитию мелкой.

«Посуда». Логоритмическое занятие в подготовительной группе Логоритмическое занятие в подготовительной группе на тему: Посуда. Цель: формирование знаний детей о посуде, ее названиях, частях посуды.

Задачи: Способствовать преодолению основных речевых нарушений, формировать двигательные навыки, умение соотносить слова с движениями;.

Логоритмическое занятие в старшей группе «Парад овощей»

1. Расширять и активизировать словарь детей по лексической теме «Овощи»
2. Способствовать:
коррекции грамматического строя речи;
формированию слоговой структуры;
развитию просодической стороны речи;
формированию связной речи, коммуникативных возможностей.
3. Развивать навык правильного речевого дыхания;
4. Воспитание выразительности движений, переключаемости с одного поля деятельности на другое, умения перевоплощаться, умения согласовывать музыку с движением.
5. Воспитание эмоциональной отзывчивости.

1.Организационный момент.
Перед занятием можно расположить на полу муляжи овощей, имитируя огород. Педагог приглашает детей посмотреть, как все выросло в «огороде».
Педагог.
Приходите в огород
Посмотреть, как все растет.
2. Пальчиковая гимнастика «Наша грядка»
Хором. Что растет на нашей грядке?
Огурцы, горошек сладкий,
Помидоры и укроп
Для приправы и для проб.
Есть редиска и салат
Наша грядка просто клад.
(При перечислении дети загибают по одному пальцу правой, потом левой руки). (В. Волина)
3. Упражнение «Как мы ухаживаем за огородом» (на координацию речи с движениями под музыку)
(Можно выполнять под мелодию русской народной песни «Как у наших у ворот».)
Хором:
Огород у нас в порядке
Мы весной вскопали грядки.
(Имитировать работу с лопатой)
Мы пололи огород.
(Наклониться или присесть, достать руками пол).
Поливали огород. (Покачиваться впередназад) .
В лунках маленьких не густо
Посадили мы капусту.
(Присесть на корточки, обхватить руками колени)
Лето все она толстела,
Разрасталась вширь и ввысь.
(Медленно подниматься, руки на поясе, повороты туловища вправо влево)
А сейчас ей тесно белой,
Говорит: Посторонись!
(Ноги на ширине плеч, топнуть ногой в конце фразы)
(По Е. Стюарт)
4. Упражнение «Огород» (на развитие чувства ритма)
Дети в шапочках овощей рассаживаются в зале.
Педагог. Все растет, все цветет,
Никому не тесно.
Приходите в огород
Очень интересно.
Здесь играют в прятки
Кабачки на грядках. (Встают «кабачки», отхлопывают ритм так, как это показывает педагог)
Здесь от утренней росы
У бобов блестят усы. (Встают «бобы», отхлопывают ритм)
(По А. Бересневу)
(«Овощи» отхлопывают ритм вместе так, как это показывает педагог)
5. Упражнение «Парад овощей» (на развитие двигательных умений и навыков) .
Педагог.
Шагают наши овощи друг за другом.
Бегут овощи легонько. (Бег на носках)
Созрели наши овощи (идти тяжело, переваливаются с боку на бок).
(Ходьба с покачиванием)
Скачут молоденькие овощи. (Поскоки)
Маршируют овощи. (Маршировка)
Выстраиваются овощи на парад в колонну по 2, по 3. (Маршировка)
6. Музыкальная минутка
Педагог предлагает детям прослушать песню «Осенний хоровод» С. Галкиной.
7. Пение. Исполняется песня «Урожай собирай» (слова Т. Волгиной, музыка А. Филиппенко).
8. Мимическое упражнение «Пробуем овощи»
Дети стоят в кругу. Под народную мелодию (1-я часть) передают муляжи овощей по кругу. Как только зазвучала 2-я часть мелодии, дети, у которых оказались овощи, «пробуют» их и мимикой показывают, каков овощ на вкус.
9. Подвижная игра «Огородник».
Дети в шапочках овощей стоят в кругу.
Один ребенок «огородник» выходит на середину круга и топает ногой. «Овощи» начинают диалог.
Кто там?
Огородник.
За чем пришел?
За репой.
«Репа» отвечает, описывая себя.
Я толстая, я крепкая, я желтая.,
Догони меня.
«Репа» убегает, «огородник» старается поймать ее. Если это произойдет, они меняются местами. Если нет «огородник» остается тот же.
11. Релаксация
Педагог. Устали наши овощи.
Сели отдыхать.
Вздохнула капуста:
«Ах!» Вздохнули кабачки:
«Ох!» Вздохнули помидоры:
«Ух!» А за ними лучок с чесноком:
«Эх!» Все овощи вздохнули:
«Их!» и легли на коврики. Звучит «Колыбельная», дети отдыхают.


Приложенные файлы

Логоритмические упражнения к лексическим темам

1. Упражнение на развитие мимических мышц к теме «Ягоды».

Дети меняют выражение лица по нарисованным пиктограммам, изображающим различные эмоции.

Есть ягоды сладкие – земляника, ежевика.

Есть и кислые – клюква, брусника.

А есть очень полезные – черника.

2. Пальчиковая игра к теме «Овощи».

Эй, ребята! Эге-гей!

Чистим овощи для щей! Дети хлопают в ладоши.

Режем мы капусту. Ставят ладони параллельно друг другу, пальцы выпрямлены.

Поочередно поднимают и опускают ладони.

Будет супчик вкусный.

Чистим мы картошку, Поглаживают пальцами тыльную сторону ладони

Чистим очень ловко,

Мы натрем морковку, Сгибают руки в локтях, сжимают пальцы в кулаки и поднимают их к плечам.

Одновременно опускают и поднимают руки.

А потом, потом Стучат по ладони ребром другой ладони

Мы покрошим помидор,

И головку лучка,

И зубчик чеснока.

Мы посолим супчик. Мелко перебирают пальцами руки, собранными в щепоть.

Попробуй, голубчик! Протягивают обе ладони вперед.

3. Пальчиковая игра к теме «Овощи».

Ох-ох-ох – лучше всех горох.

Дети соединяют ритмично большой и указательный пальцы.

Ха-ха-ха – это чепуха! Хлопают в ладоши.

Ор-ор-ор – всех вкуснее помидор ударяют кулаками по коленям.

Овь-овь-овь – сладкая морковь хлопают ладонями по коленям

Ла-ла-ла – вкусная свекла ритмично сжимают пальцы в кулаки.

Оп-оп-оп – душистый укроп ритмично сжимают и разжимают пальцы, подняв руки вверх.

4. Двигательное упражнение к теме «Дикие животные».

Ох, обманчивы манеры дети шагают на носках

Черной хищницы-пантеры

Все убегают, как от пожара легко бегут на носках

Пятна узрели коль ягуара

Через зарослей заслон шагают на всей стопе

Шел по джунглям толстый слон.

Страшен гривы этой гнев,

Царь зверей, конечно, лев шагают с носка, отводя руки назад и вытянув шею

Ходит важно, словно граф,

С длинной шеей наш жираф

5. «Листопад» к теме «Осень».

Понадобятся листья деревьев

Листопад, листопад кружатся, изображая листочки

Листья желтые летят, подбрасывают листочки вверх

Под ногами шуршат, шуршат, ходят по листочкам

Скоро станет голым сад. Ложатся на пол и слушают музыку.

6. Двигательное упражнение к теме «Грибы».

Едут в электричке дети встают друг за другом и двигаются за ведущим топающим шагом, ускоряя и замедляя движение в соответствии с темпом музыки и речи.

Волнушки и лисички

С подружками-друзьями,

Чушками-груздями.

Колеса со старанием

По рельсам тарахтят,

Везут по расписанию

Компанию опят.

7. Пальчиковая игры к теме «Деревья».

Ветер по лесу летал, дети делают кистями плавные движения вперед – к груди.

Ветер листики считал:

Вот дубовый, поочередно загибают пальцы на руке.

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с березки – золотой,

Вот последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку. Встряхивают кистями рук.

8. Пальчиковая игра к теме «Овощи».

У девчушки Зиночки Овощи в корзиночке: Дети делают ладошки «корзинкой».

Вот пузатый кабачок

Положила на бочок,

Перец и морковку

Уложила ловко,

Помидор и огурец. Сгибают пальчики, начиная с боль¬шого.

Наша Зина - молодец! Показывают большой палец.

9. Пальчиковая игра к теме «Фрукты».

Как у нашей Зины Фрукты в корзине:Дети делают ладошки «корзинкой».

Яблоки и груши,

Чтоб ребята кушали,

Персики и сливы

До чего красивы! Сгибают пальчики, начиная с мизинца.

Вкуснее наших фруктов нет!

Гладят живот.

10. «Фруктовая ладошка».

Этот пальчик - апельсин,

Он, конечно, не один.

Этот пальчик - слива,

Вкусная, красивая.

Этот пальчик - абрикос,

Высоко на ветке рос.

Этот пальчик - груша,

Просит: «Ну-ка, скушай!»

Этот пальчик - ананас,

Поочередно разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого.

Фрукт для вас и для нас. Показывают ладошками вокруг и на себя.

11. Пальчиковая игра к теме «Грибы».

Я корзину в лес беру,

Там грибы я соберу.

Удивляется мой друг:

«Сколько здесь грибов вокруг» Показывают удивление, развод руки в стороны.

Подосиновик, масленок,

Подберезовик, опенок,

Боровик, лисичка, груздь -

Не играют в прятки пусть!

рыжики, волнушки

Найду я на опушке,

возвращаюсь я домой,

Вce грибы несу с собой.

Поочередно сгибают пальчики на обеих руках, начиная с мизинца правой руки.

Мухомор не понесу.

Пусть останется в лесу! Большой палец левой руки отставляют, грозят ему.

12. Пальчиковая игра к теме «Ягоды».

Ягоды - это крыжовник,

Клюква, черника, брусника,

Малина, клубника, шиповник,

Смородина и земляника. Указательным пальцем одной руки пересчитывают, сгибая, пальцы на другой руке.

Запомнил ягоды я наконец.

Что это значит? Приподнимают плечи, удивляются.

Я - молодец! Большой палец вытягивают вперед.

13. Пальчиковая игра «Спортсмены».

Чтоб болезней не бояться

Надо спортом занимать Поднимают руки к плечам, плечам, в стороны.

Играет в теннис теннисист

Он спортсмен, а не артист

В футбол играет футболист

В хоккей играет хоккеист,

В волейбол - волейболист,

В баскетбол - баскетболист.

14. Пальчиковая игра на развитие словообразования.

Этот дом - одноэтажный.

Этот дом - он двухэтажный.

А вот этот - трехэтажный.

Этот дом - он самый важный:

Он у нас пятиэтажный.

15. Пальчиковая игра к теме «Мебель».

Кресло, стол, диван, кровать,

Полка, тумбочка, буфет,

Шкаф, комод и табурет.

Пальцы обеих рук поочередно зажи¬мают в кулачки.

Много мебели назвал - Десять пальчиков зажал!

Поднимают зажатые кулачки вверх.

16. Пальчиковая игра к теме «Посуда». На словообразование.

Девочка Иринка порядок наводила. Показывают большой палец.

Девочка Иринка кукле говорила:

«Салфетки должны быть в салфетнице,

Масло должно быть в масленке,

Хлебушек должен быть в хлебнице,

А соль? Ну, конечно, в солонке!»

Поочередно соединяют большой па¬лец с остальными, начиная с указательного.

17. Пальчиковая игра к теме «Посуда».

Посуду моет наш Антошка.

Потирают ладошки друг о друга

Моет вилку, чашку, ложку.

Вымыл блюдце и стакан,

Разгибают пальцы из кулачка, на¬чиная с мизинца.

И закрыл покрепче кран.

Выполняют имитирующее движение.

18. Пальчиковая игра к теме «Транспорт».

Все машины по порядку

Подъезжают на заправку:

Обеими руками «крутят руль» пе¬ред собой.

Бензовоз, мусоровоз,

С молоком молоковоз,

С хлебом свежим хлебовоз.

И тяжелый лесовоз.

Пальцами поочередно, начиная с мизинца, касаются ладошки.

19. Пальчиковая игра к теме «Детеныши диких животных».

Это зайчонок, это бельчонок,

Это лисенок, это волчонок,

Сгибают пальцы в кулачок, начиная с мизинца.

А это спешит, ковыляет спросонок

Бурый, мохнатый, смешной медвежонок.

Вращают большим пальцем.

20. Пальчиковая игра к теме «Насекомые».

Дружно пальчики считаем -

Насекомых называем.

Сжимают и разжимают пальцы.

Бабочка, кузнечик, муха,

Это жук с зеленым брюхом.

Поочередно сгибают пальцы в кула¬чок, начиная с большого.

Это кто же тут звенит? Ой, сюда комар летит!

Вращают мизинцем.

Прячьтесь!

Прячут руки за спину.

21. Пальчиковая игра к теме «Продукты питания».

Пекарь, пекарь, из муки

Испеки нам колобки,

Выполняют круговые движе¬ния ладонями - имитация ска¬тывания колобка.

Да сушки - Ванюшке,

Да баранки - Танюшке,

Да бублики - Мишке,

Да калачи - Маришке.

Поочередно соединяют боль¬шие пальцы обеих рук с осталь¬ными пальцами - упражнение «колечки».

22. Пальчиковая игра к теме «Посуда».

Дети делают движения, соответствующие тексту.

Раз, два, три, четыре -

Мы посуду перемыли.

Чашку, чайник, ковшик, ложку

И большую поварешку.

Мы посуду перемыли,

Только чашку мы разбили,

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился,

Ложку мы чуть-чуть сломали.

Так мы маме помогали!

23. Пальчиковая игра для детей раннего возраста «Части тела».

Игра «Птички»

Нашли свои «волшебные пальчики»,

Посмотрим на них

Какие красивые,

Подуем на них тихонько, и пальчики немного шевелятся,

Подуем сильнее, пальчики сильнее зашевелились,

Прилетели птички и зачирикали (пальчики складывают¬ся в одну точку, создавая клювики птичек)

- «чирик, чирик»,

Покормим птичек (голубей - «гули, гули», уточек - «ути, ути», цыплят - «цып, цып»).

Прилетели птички, клюют зернышки,

Все склевали?

И полетели, полетели, полетели на головку сели,

На щечки сели, на лобик, на бровки, на подбородок, на локотки, на коленочки, на поясочек, на спинку, на животик, на ладошку сели и запели «Сороку».

24. Тема «Части тела».

Один, два, три, четыре, пять!

Можем всё мы показать!

Это локти - их коснемся.

Вправо, влево мы качнемся,

Это плечи - их коснемся.

Вправо, влево мы качнемся.

Если мы вперед качнемся,

То коленей мы коснемся.

Один, два, три четыре, пять!

Можем всё мы показать!

Ритмично хлопают в ладоши.

Обхватывают ладонями оба локтя.

Кладут кисти рук на плечи,

Выполняют наклоны вправо и влево.

Выполняют наклоны вперед, касаются коленей.

Ритмично хлопают в ладоши.



Top