Басня какой жанр. Литературный жанр басня: аллегория, эзопов язык, мораль

Бутенко Анна, ученица 7 класса

Проектная работа по литературе "Басня. Особенности и история жанра".

—Цель - изучение и анализ такого литературного жанра, как басня.

—Задачи - рассказать об истории и особенности басни, описать некоторые басни и баснописцев.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Проектная работа ученицы 7 класса «Р » ГБОУ школа №1354 ЮЗАО г. Москва Бутенко Анны Басня. Особенности и история жанра. Руководители проекта: Королева О.О., учитель литературы, Яринич Л.В., учитель информатики

Цели и задачи Цель - изучение и анализ такого литературного жанра, как басня. Задачи - рассказать об истории и особенности басни, описать некоторые басни и баснописцев.

Гипотеза Гипотезой моего проекта является предположение, что басня - это современный и достаточно популярный жанр литературы.

Басня - стихотворное или прозаическое литературное произведение нравоучительного, сатирического характера. Что такое басня

Наряду с мифом басня была одной из древнейших форм мышления и одним из древнейших жанров словесного искусства. Истоки басни

Родоначальником жанра басни считается древнегреческий мудрец Эзоп, живший в VI веке до н.э. Древняя Греция Эзоп

Благодаря Эзопу в обиходе появилось выражение «Эзопов язык». Эзопов язык, понятный искушённому читателю, позволял избегать преследований властей и выражать запретные мысли при помощи различных приёмов. Эзопов язык

В XVII веке древний жанр был возвеличен французским писателем Жаном де Лафонтеном Франция Жан де Лафонтен

В России басня начала развиваться особенно быстро в XVIII веке – в творчестве В.К.Тредиаковского, А.П. Сумарокова, В.И. Майкова, И.И. Дмитриева, И.И. Хемницера, М.В. Ломоносова. Русская басня

Самую широкую известность получили басни, созданные И.А. Крыловым (1769-1844). Многие выражения из басен Крылова стали крылатыми. И.А. Крылов

Серг е й Влад и мирович Михалк о в советский писатель, поэт, баснописец С.В. Михалков 1913г-2009г

Жанровые особенности басни Основные признаки жанра повествовательность; вымышленность; назидательность. Композиция басни собственно рассказ, повествование; назидание, нравоучение, т.е. мораль.

Жанровые особенности басни Виды басни по содержанию и системе персонажей басни, в которых действуют животные или растения (эзоповы); басни, в которых действуют люди (сибаритские); басни, в которых действуют и те, и другие. мифологические

В конце басни содержится краткое нравоучительное заключение - так называемая мораль. В басне высмеиваются пороки людей. Ирония – скрытая насмешка, иносказание. Жанровые особенности басни

Аллегория Иносказание в басне заключается в том, что главными героями являются животные. Они не имеют собственных имён. За их обобщёнными образами скрываются люди с их характерами и недостатками.

Б А С Н Я И.А.Крылов И.И.Дмитриев (Начало XIX века) Эзоп (VI век) Жан де Лафонтен Баснописцы Эзопов язык Олицетворение Аллегория (иносказание) Мораль Нравоучи-тельный характер Короткий рассказ Козьма Петрович Прутков Демьян Бедный (XX век) С.Михалков (современник) В.К.Тредиаковский, А.Д.Кантемир (Середина XVIII века)

Заключение Басни нужны нам обязательно. В них много обычной житейской мудрости. Это не просто юмористические заметки о жизни животных, растений, вещей и людей. Перед нами - жанр нравоучительный, созданный для “исправления нравов”, для воспитания. Его цель - назвать порок, воспитать на отрицательном примере. И потому в баснях всегда есть мораль - именно так называется “вывод”, формулирующий суть басни. Мораль, как правило, высказана. О ней не нужно догадываться. Затрагиваемые проблемы в баснях вечны.

Список литературы Гаспаров М. Л. Античная литературная басня - М., 1972. Гринцер П. А. Басни Википедия Гаспаров М. Л. Античная литературная басня - М., 1972. Эзоп. Заповеди. Басни. Жизнеописание (пер. Гаспарова М.Л.). - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. - 288 с. Г. Н. Ермоленко. Традиции Возрождения в «Сказках» Ж. де Лафонтена. Классика.ру - портреты, биографии, тексты Биографии знаменитых людей. Библиография произведений Сергея Михалкова.

«МБОУ СОШ № 39»

Исследовательская работа по литературе

Слайд 2

Басня: прошлое и настоящее этого жанра литературы

Научный руководитель: учитель русского языка и литературы Котасова Наталья Дмитриевна.

Хабаровск, 2014

Слайд 3


  • Объект исследования: басня как жанр литературы.

  • Предмет исследования: история развития басенного творчества.

  • Цель работы: исследовать историческое развитие басни.
  • Слайд 4

    Задачи:

    ▪ определить особенности басни как жанра литературы;

    ▪ выяснить, как развивалась басня;

    ▪ выявить точки соприкосновения баснописцев разных времён;

    ▪ сравнить басни Крылова И. А. и Михалкова. С. В.;

    ▪ доказать, что басня как жанр занимает достойное место в нашей современной литературе.

    Слайд 5

    Методы исследования:

    ▪ библиографический;

    ▪ исследовательский;

    ▪ анализ (басни).

    Слайд 6

    Актуальность.

    В баснях отразились те человеческие качества, которые сами люди воспринимают как пороки и недостатки и всеми способами стараются искоренить их. Зло всегда очень живуче, поэтому и сегодня мы смеется над лицемерием, скупостью, тунеядством, изворотливостью, глупостью, мастерски показанными баснописцами в своих произведениях еще несколько веков назад.

    Слайд 7

    Гипотеза. Басня как жанр литературы имеет свои жанровые особенности, свою историю развития и

    значимость в современном мире.

    План работы

    1.Басня: история и особенности жанра.

    2. О баснях И. А. Крылова и С. В. Михалкова.

    3.Сравнение басен И. А. Крылова и С. В. Михалкова.

    Слайд 8

    1. Басня: история и особенности жанра.

    Басня - краткий рассказ, чаще всего в стихах, главным образом сатирического характера. Басня - жанр иносказательный, поэтому за рассказом о вымышленных персонажах (чаще всего о зверях) скрываются нравственные и общественные проблемы.

    Басня - это древнерусское слово связано по происхождению с исчезнувшим глаголом БАТИ (говорить) и означало первоначально «рассказ, сказка».

    Слайд 9

    Возникновение басни как жанра относится к V веку до нашей эры, а создателем ее считается раб Эзоп (VI-V вв. до н.э.). Эзоп жил более 2,5 тысячи лет тому назад; басни свои он писал прозой. Остроумие и находчивость прославили его имя в веках. Считается, что он первым начал сочинять басни - открыл язык иносказания, когда поэт высказывается не прямо, а намёками. Эта иносказательная форма выражения своих мыслей и получила впоследствии название "эзопова языка". Лишь около II века до н. э. басни стали записывать, в том числе и басни Эзопа.

    В античную эпоху известным баснописцем был древнеримский поэт Гораций (65-8 до н.э.). В Древнем Риме басни на латинском языке создавал Федр. Многие из его басен являются переработкой басен Эзопа. В Европе прославились своими баснями француз Ж. Лафонтен, в Англии - Т. Мур.

    Слайд 10

    В XVII веке французский писатель Лафонтен (1621-1695) вновь возродил жанр басни. В основе многих басен Жана де Лафонтена лежит сюжет басен Эзопа. Но французский баснописец, используя сюжет античной басни, создает новую басню. В отличие от античных авторов, он размышляет, описывает, осмысливает происходящее в мире, а не строго наставляет читателя. Лафонтен сосредоточен скорее на чувствах своих героев, чем на нравоучении и сатире.

    Слайд 11

    В русской литературе основы национальной басенной традиции заложил А.П.Сумароков(1717-1777). Его поэтическим девизом были слова: "Доколе дряхлостью иль смертью не увяну, против пороков я писать не перестану...". Вершиной в развитии жанра стали басни И.А.Крылова (1769-1844), вобравшие в себя опыт двух с половиной тысячелетий.

    Слайд 12

    2. О баснях И.А. Крылова

    Иван Андреевич Крылов - известный русский поэт-баснописец 19 века, академик Петербургской Академии Наук (1841). Издавал сатирические журналы "Почта духов" (1789) и др. Писал трагедии и комедии, оперные либретто. В 1809 — 43 создал более 200 басен, проникнутых демократическим духом, отличающихся сатирической остротой, ярким и метким языком. В них обличались общественные и человеческие пороки. Н. В. Гоголь назвал басни И. Крылова "...книгой мудрости самого народа". В его произведениях отразились многие события общественной жизни этого периода, в которых он стремится сделать людей чище, добрее честнее. В его баснях можно увидеть не только свои недостатки, но и пути их исправления.

    В своих баснях И. А. Крылов высмеивает пороки человеческой жизни: трусость, хитрость, жадность, глупость и другое.

    Слайд 13

    В Германии XVIII века к жанру басни обращается поэт Лессинг (1729-1781). Как и Эзоп, он пишет басни прозой. У французского поэта Лафонтена басня являлась грациозной новеллой, богато орнаментированной, "поэтической игрушкой. Лессинг объявляет литературную войну Лафонтену: "Повествование в басне, - пишет он, - ...должно быть сжато до предельной возможности; лишенная всех украшений и фигур, она должна довольствоваться одной только ясностью" ("AbhandlungenuberdieFabel" - Рассуждения о басне, 1759).

    Слайд 14

    Басни также писал и Л.Н. Толстой(1828-1910). Например, его басня "Два товарища", в которой говорится о двух друзьях. Однажды они шли по лесу. На них выскочил медведь. Один мальчик бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а товарища оставил. Второму мальчику делать было нечего - упал наземь и притворился мёртвым. Медведь подошёл к нему и стал нюхать. Медведь подумал, что мальчик мёртвый, и отошёл. Когда медведь ушёл, первый мальчик слез с дерева и смеётся: "Ну что тебе медведь на ухо сказал?" - "А он сказал мне, что плохие люди те, которые в беде от товарищей убегают". Это поучение, вывод. К этой басне подходят пословицы: " Друг познаётся в беде.« - " Сам погибай, а друга выручай." - "Товарищу всегда помогай - в беде его выручай.".

    Слайд 15

    Следует выделить такие особенности басни:

    а) мораль;

    Б) аллегорический (иносказательный) смысл;

    В) типичность описываемой ситуации;

    Г) характеры-персонажи;

    Д) осмеяние человеческих пороков и недостатков.

    Слайд 16

    Кроме того, существуют иронические, пародийные басни Кузьмы Пруткова, А.К. Толстого,братьев Жемчужниковых, революционные басни Демьяна Бедного.

    Советский поэт Сергей Михалков, которого юные читатели знают как автора "Дяди Степы", возродил басенный жанр, нашёл свой интересный стиль современной басни.

    Кузьма Прутков

    Сергей Михалков

    Слайд 17

    О баснях С. В. Михалкова.

    Сергей Владимирович Михалков (28.02.1913-27.08.2009) - классик русской детской литературы 20 века, поэт, баснописец, драматург, видный общественный деятель, автор двух гимнов Советского Союза и гимна Российской Федерации, председатель Исполкома Международного Сообщества Писательских Союзов.

    Широко известна и признана большая работа С. В. Михалкова в области басни - этого старейшего, испытанного литературного жанра. Поэт продолжил традицию русской классической басни, бичующей отрицательные явления в быту и нравах, подвергающей осмеянию непривлекательные черты в характере и поступках человека.

    Михалковым было написано более 200 басен.

    Басни С. В. Михалкова читаются легко и весело, потому что они в основном с юмором, но имеют определённый смысл.

    Слайд 18

    3. Сравнение басен И. А.Крылова и С. В.Михалкова.

    Мы рассмотрим басни у И.А. Крылова (19 век) и С. В. Михалкова (20 век) и найдем их сходство и различие.

    Басня И.А. Крылова «Стрекоза и Муравей».

    Крылов позаимствовал идею басни о стрекозе и муравье у баснописца Лафонтена, который в свою очередь подсмотрел сюжет у не менее известного древнегреческого писателя Эзопа. Муравей символизирует трудолюбие и не удивительно, ведь этот род славится своей работоспособностью, в любое время года они усердно трудятся. Стрекоза же напротив, ассоциируется с легкомыслием. Мораль басни проста: не хочешь зимой мерзнуть и голодать - работай летом.

    Слайд 19

    Басня С.В. Михалкова «Белые перчатки».

    Белые перчатки появились у птицы-грача. Загордился он, что только у него есть такая красота. Собрались птицы лететь работать, всяких жучков собирать, да покушать, а грач дома остался. Как же это так белые перчатки марать? Натрудились птички за день, вернулись назад, а грач в своих перчатках сидит голодный-голодный, да настолько обнаглел, что просил птиц покормить его. Отказали птицы такому нахалу, спели песни и спать легли, а грач сидел-сидел, да и съел от голода перчатку. Вот и получается, что вещи не сделают никого особенным, а вот работать и отдыхать лучше всем вместе.

    Как мы видим, в обеих баснях осуждается лень, безответственность, нежелание работать. И хотя герои и действия разные, мораль здесь одна: «Не надо лениться, а надо трудиться». Это же подтверждает русская народная пословица «Без труда не вынешь и рыбку из пруда».

    Слайд 20

    В. А. Жуковский в статье "О басне и баснях Крылова" указал четыре главные особенности басни.

    Первая черта басни - особенности характера, то, чем одно животное отличается от другого: "Животные представляют в ней человека, но человека в некоторых только отношениях, с некоторыми свойствами, и каждое животное, имея при себе свой неотъемлемый постоянный характер, есть, так сказать, готовое и для каждого ясное изображение как человека, так и характера, ему принадлежащего. Вы заставляете действовать волка - я вижу кровожадного хищника; выводите на сцену лисицу - я вижу льстеца или обманщика...". Так, Осел олицетворяет глупость, Свинья - невежество, Слон - неповоротливость, Стрекоза - легкомыслие. По мнению Жуковского, задача басни - помочь читателю на простом примере разобраться в сложной житейской ситуации

    Вторая особенность басни, пишет Жуковский, заключается в том, что "перенося воображение читателя в новый мечтательный мир, вы доставляете ему удовольствие сравнивать вымышленное с существующим (которому первое служит подобием), а удовольствие сравнения делает и самую мораль привлекательною". То есть читатель может оказаться в незнакомой ситуации и прожить ее вместе с героями.

    Слайд 21

    Третья особенность басни - нравственный урок, мораль, осуждающая отрицательное качество персонажа. "Басня есть нравственный урок, который с помощью скотов и вещей неодушевленных даете вы человеку; представляя ему в пример существа, отличные от него натурою и совершенно для него чуждые, вы щадите его самолюбие, вы заставляете его судить беспристрастно, и он нечувствительно произносит строгий приговор над самим собою", - пишет Жуковский.

    Четвертая особенность - вместо людей в басне действуют предметы и животные. "На ту сцену, на которой привыкли мы видеть действующим человека, выводите вы могуществом поэзии такие творения, которые в существенности удалены от нее природою, чудесность, столь же для нас приятная, как и в эпической поэме действие сверхъестественных сил, духов, сильфов, гномов и им подобных. Разительность чудесного сообщается некоторым образом и той морали, которая сокрыта под ним стихотворцем; а читатель, чтобы достигнуть до этой морали, согласен и самую чудесность принимать за естественное."

    Слайд 22

    Теперь сравним басни Крылова «Зеркало и обезьяна» и Михалкова «Зеркало».

    Басня «Зеркало и обезьяна» в своём содержании высмеивает глупость, язвительность, бестактность Мартышки, которая в зеркале «видя образ свой», не хотела узнать себя и спросила Медведя: «Кум, милый мой, что это там за рожа?» И тут же вспомнила «средь кумушек своих таких кривляк пять-шесть». В ответ услышала добрый совет Мишеньки: «Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться?».

    Похожая тема раскрыта и в басне Михалкова «Зеркало». Один нахальный Носорог постоянно насмехался над другими зверями. То он кричал Жирафу: «Дяденька, достань воробушка!» То приставал к бедному Страусу: «Эй, ты, недощипанный, какая же ты птица, коль летать не умеешь!»

    Зверям надоели эти насмешки, и они решили проучить нахала. И вот тут появляется зеркало. Поставили его звери перед Носорогом, чтобы повнимательнее он посмотрел на себя. Носорог долго хохотал и кричал: «Что это там за уродина?» Но так и не понял, что это был он сам. Ну, а все решили, что Носорог «глуп, как пробка», и перестали обижаться.

    Слайд 23

    Если в первых парах басен схожа мораль, то в следующих парах появляются одинаковые герои. Так Петух становится центром внимания как в басне Крылова «Петух и жемчужное зерно», так и у Михалкова в басне «Упрямый Петух».

    Герой Ивана Крылова нашёл в навозной куче сверкающую жемчужину и всё удивлялся:

    «Какая вещь пустая!»

    То ли дело зерно ячменное!

    «Оно не столь хоть видно, да сытно».

    «Невежи судят точно так:

    В чём толку не поймут

    То всё у них пустяк»: - осуждает Петуха Крылов.

    Слайд 24

    В басне Сергея Михалкова Петух, увидев парящего в небе орла, стал хвастаться: «Чем я не орёл?» Те, кто его побаивался, куры и щенок, согласились с ним. Но Кот возмущённо фыркнул: «Я и без крыльев высоко заберусь!» - и залез на дерево.

    Петух рассердился, разбежался, замахал крыльями и…«очутился верхом на свинье». Испугавшись спросонья, Хрюшка вскочила, кинулась под лавку. Стоявшее там ведро с водой накрыло Петуха. После этого он стал похож на мокрую курицу. Но, обсохнув на солнышке, опять стал кричать: «Орёл я или не орёл?»

    Да, самомнение и упрямство бывают сродни невежеству.

    Слайд 25

    4. Почему басни И. А. Крылова и С. В. Михалкова не теряют своей актуальности? Итак, моё

    исследование подтвердило мысль о том, что басня, пройдя длительный путь развития, жива и сегодня. Почему?

    Слайд 26

    Произведения замечательного русского баснописца 19 века И. А. Крылова, и С.В. Михалкова, баснописца 20 века, имеют всемирную известность. Восхищение и широкий интерес вызывали басни в XIX веке, не теряют они своей актуальности и сейчас. Что же является причиной такой удивительной живучести этих коротких стихотворных историй?

    Гоголь не зря называл басни Крылова «книгой мудрости самого народа», ведь в них отразились те человеческие качества, которые сами люди воспринимают как пороки и недостатки и всеми способами стараются искоренить. Звери и вещи, говорящие понятным нам языком, обладающие характерами, которые мы с легкостью можем заметить у наших знакомых и окружающих, помогают нам критически взглянуть на самих себя, стать честнее, добрее, трудолюбивее. Однако зло всегда очень живуче, поэтому и сегодня, читая басни Михалкова, мы тоже смеется над лицемерием, скупостью, тунеядством, изворотливостью, глупостью, мастерски показанными ещё Крыловым в своих произведениях 150-200 лет назад.

    Вторая причина «долгожительства» басен - меткий, точный и яркий язык поэтов. Вот почему большинство басен запоминаются безо всякого труда, вот почему многие строки из басен Крылова стали афоризмами, которые мы и сегодня используем в повседневной жизни.

    Слайд 27

    Басни Крылова стали широко известны еще при его жизни, но до сих пор пользуются большой популярностью, потому что темы, затронутые им, и созданные им аллегорические образы и сейчас остаются актуальными. В его баснях воплощаются народные идеалы трудолюбия, благородства, честности, бескорыстия, добра и справедливости.

    А. С. Пушкин находил в баснях Крылова отличительные свойства русского народа: «веселое лукавство ума, насмешливость и живописный способ выражаться». Этим качеством отличаются и басни С. В. Михалкова.

    Нужно обладать настоящим талантом, чтобы так ярко и кратко, в двух строках, как это делал Крылов, уметь показать целый характер. Крылов писал так просто, доходчиво, что каждый человек легко запоминает чудесный язык его басен, узнает русский характер в героях. В своих произведениях Крылов, отстаивая идеалы добра и справедливости, бескорыстия и трудолюбия, едко высмеивает хитрость, лень, глупость, упрямство, трусость.

    Слайд 28

    Например, в баснях «Квартет», «Лебедь, Щука и Рак» он критикует отсутствие элементарных умений и согласия, без которых нельзя достичь хороших результатов. А «Волк и Ягненок» - злая сатира, в которой автор критикует безнравственность, деспотизм и произвол властей: «У сильного всегда бессильный виноват».

    Огромный успех и популярность басен И. А. Крылова можно объяснить тем, что автор представил в своих произведениях всю русскую жизнь и оценил ее с точки зрения простого народа. В своих баснях Крылов откликался на события современной ему жизни, но они не теряют своей актуальности, потому что настоящие, поэтически сильные слова и правдивые образы навечно становятся достоянием народа. В языковых средствах, образах Крылов идет от фольклора, но при этом благодаря точности, меткости, простоте многие строки его басен вошли в разговорную русскую речь, стали пословицами и поговорками, зажили своей собственной жизнью: «А Васька слушает да ест», «А вы, друзья, как не садитесь, все в музыканты не годитесь», «А ларчик просто открывался» , «Недаром говорится, Басни И. А. Крылова не стареют. Они и для нас, современных читателей, интересны и полезны.

    И всё ценное, что есть в баснях И.А. Крылова, продолжил и развил в своём творчестве представитель уже советской литературы С. В. Михалков, что позволяет утверждать: басенное творчество, пройдя длительный путь развития, живёт и в наше время. Выдвинутая мною гипотеза доказана.

    В данной статье мы рассмотрим, что такое басня, зачем она нужна, а также дадим определение басня, подходящее для школьников.

    Басня – это литературное произведение нравоучительного характера. Если говорить простыми словами, то басня – это произведение, в котором содержится мораль (нравоучение) и высмеиваются пороки людей. При этом в баснях вместо людей главными персонажами выступают животные, вещи или растения. Произведения могут быть как в стихотворной форме, так и прозаической.

    На самом деле, басня – это очень старый литературный жанр. Эзоп писал басни ещё в 6 веке до нашей эры, то есть более 26 столетий назад. В России же развитие данного жанра началось лишь в середине 18 века, хотя первые произведения были написаны ещё в 17 веке.

    При этом, расцвет жанра в России пришёлся на басни Крылова. Они были крайне живописны, юмористичны и содержали в себе мораль и высмеивание людских пороков, отлично подходящих не только для того времени, но даже и для текущего.

    «Стрекоза и муравей»: беспечность и безудержное веселье против трудолюбия и ответственности; «Мартышка и очки»: невежды и недалёкие люди не могут скрыть свои недостатки за счёт визуального представления: очков, костюмов и так далее; «Лебедь, рак и щука»: каждый должен заниматься тем, чем может или тем, в чём он хорош.

    Если Вы уже подзабыли басни или ещё не знакомы с ними, то рекомендуем Вам ознакомиться с баснями известных авторов, в том числе и Крылова. Вы сможете почерпнуть много нового.

    Басня – это жанр дидактической литературы; небольшое произведение в стихах или прозе, в котором аллегорически обрисовываются человеческие поступки, социальные отношения, высмеиваются пороки людей. Часто в басне присутствует комизм (сатира), нередко – мотивы социальной критики. В качестве персонажей в ней выступают животные, насекомые, птицы, рыбы (редко – человек). Предметом басенной работы могут быть и неодушевлённые вещи.

    В конце басни присутствует заключительное рассуждение, поясняющее её замысел и называемое моралью . Мораль может фигурировать и в начале произведения, а, может, как бы раствориться в басне. В отличие от притчи, которая имеет место быть только в контексте («по поводу»), басня существует самостоятельно, и формирует свой традиционный круг образов и тем.

    Когда появилась басня на Руси?

    Когда появилась первая басня на Руси – ответ на этот вопрос может предполагать
    несколько вариантов. Первым переводчиком басен Эзопа на Руси был Фёдор Касьянович Гозвинский (1607 год). Он же ввёл в культурный обиход и определение жанра басни, подсмотрев его у Антония-мудреца: «Баснь, или притча, от творцов изыде. Бывает же у риторей. И убо притча, или баснь, слово есть ложное, изобразуя истину… ».

    В более позднем периоде творили такие мастера как: Антиох Дмитриевич Кантемир (1708–1744), Василий Кириллович Тредиаковский (1703–1768), Александр Петрович Сумароков (1718–1777), Иван Иванович Хемницер (1745–1784). Их стезя – это переводы басенных работ Эзопа, а также трудов европейских баснотворцев: Г.Лессинга, Х.Геллерта (Германия), Т.Мура (Англия), Жана де Лафонтена (Франция).

    Басня Сумарокова – потешная, Хемницера – наставительная, Дмитриева – салонная, Крылова – лукаво-умудрённая, Измайлова – красочно-бытовая.

    К жанру басни в разное время также обращались авторы: Симеон Полоцкий (XVII век), , , М.М. Херасков, , Д.И.Фонвизин, В.С. Филимонов, Л.Н.Толстой, Козьма Прутков, Д.Бедный, и другие.

    Что такое метафора?

    Метафора (от греческого слова metaphora , досл.перенесение)– это вид тропа, перенесение свойств одного предмета (явления или аспекта бытия) на другой, по принципу их сходства в каком-либо отношении или по контрасту… Метафора – это скрытое сравнение, в котором слова «как, как будто, словно» опущены, но подразумеваются. Не стоит забывать, что в том случае, когда такие слова стоят в тексте, это уже не метафора – а сравнение.

    Как сделать анализ басни — читайте
    Как сочинить басню — читаем

    Басни для детей

    Хозяин курам корму дать
    Стал крохи хлеба им кидать.
    Крох этих поклевать
    И галка захотела,
    Да той отваги не имела,
    Чтоб подойти к кроха́м. Когда ж и подойдет,-
    Кидая их, рукой хозяин лишь взмахнет,
    Всё галка прочь да прочь, и крох как нет, как нет;
    А куры между тем, как робости не знали,
    Клевали крохи да клевали.
    Во многих случаях на свете так идет,
    Что счастие иной отвагой получает,
    И смелый там найдет,
    Где робкий потеряет.

    Рос яркий Мухомор среди лесной полянки.
    Бросался всем в глаза его нахальный вид:
    - Смотрите на меня! Заметней нет поганки!
    Как я красив! Красив и ядовит! —
    А Белый Гриб в тени под елочкой молчал.
    И потому его никто не замечал…

    Автор: И.И.Дмитриев «РЕПЕЙНИК И ФИАЛКА»

    Между Репейником и розовым кустом
    Фиалочка себя от зависти скрывала;
    Безвестною была, но горестей не знала, -
    Тот счастлив, кто своим доволен уголком.

    Автор: В.К.Тредиаковский «ВОРОН И ЛИСИЦА»

    Негде Во́рону унесть сыра часть случилось;
    На́ дерево с тем взлетел, кое полюбилось.
    Оного Лисице захотелось вот поесть;
    Для того, домочься б, вздумала такую лесть:
    Воронову красоту, перья цвет почтивши,
    И его вещбу еще также похваливши,

    «Прямо, - говорила, - птицею почту тебя
    Зевсовою впредки, буде глас твой для себя
    И услышу песнь, доброт всех твоих достойну».
    Ворон похвалой надмен, мня себе пристойну,
    Начал, сколько можно громче, кракать и кричать,
    Чтоб похвал последню получить себе печать;
    Но тем самым из его носа растворенна
    Выпал на́ землю тот сыр. Лиска, ободренна
    Оною корыстью, говорит тому на смех:
    «Всем ты добр, мой Во́рон; только ты без сердца мех».

    Автор: Крылов И.А.: «Кукушка и Петух»

    «Как, милый Петушок, поешь, ты громко, важно!» -
    ‎«А ты, Кукушечка, мой свет,
    Как тянешь плавно и протяжно:
    Во всем лесу у нас такой певицы нет!» -
    «Тебя, мой куманек, век слушать я готова».-
    ‎«А ты, красавица, божусь,
    Лишь только замолчишь, то жду я, не дождусь,
    ‎Чтоб начала ты снова…
    ‎Отколь такой берется голосок?
    ‎И чист, и нежен, и высок!..
    Да вы уж родом так: собою невелички,
    ‎А песни, что твой соловей!» -
    «Спасибо, кум; зато, по совести моей,
    Поешь ты лучше райской птички,
    ‎На всех ссылаюсь в этом я».
    ‎Тут Воробей, случась, примолвил им: «Друзья!
    ‎Хоть вы охрипните, хваля друг дружку,-
    ‎Все ваша музыка плоха!..»
    _________

    ‎За что же, не боясь греха,
    ‎Кукушка хвалит Петуха?
    ‎За то, что хвалит он Кукушку.

    Басней называют аллегорическое сочинение небольшого размера, которое носит поучительный характер. Это основные признаки басни, как отдельного литературного жанра.

    Басня как литературный жанр

    Помимо них басне присуще изображение всего лишь одного события из жизни героя и их непродолжительное время действия, всего лишь два-три персонажа и повествовательный способ изложения. В основном, басня бывает стихотворной формы, но встречаются басни другого вида.

    В басне обязательно есть поучительная часть, поэтому построение этого художественного произведения особенное и отличается от других. Басня известна, как один из самых древних видов литературного жанра, так как самые знаменитые басни были написаны Эзопом в 5-6 вв. до н.э. в Древней Греции.

    Аллегория

    Аллегорией называют условное изображение каких-то абстрактных понятий, и изображение происходит через художественный образ или диалог. Первоначально аллегория использовалась в народном творчестве, притчах и баснях. Поэтому и считается одним из основных средств изображения в басне. Для аллегории характерно представление определенных понятий через образы растений, животных, мифологических персонажей и других неживых предметов.

    В таком случае, эти предметы имеют переносное значение, в которое и вкладывается основная задумка басни. Например, такие понятия, как любовь, война, справедливость, мир, душа, честь, жадность и великодушие изображаются в виде живых существ. Они раскрываются через качества живых существ, через особенности их поведения и поступки, иногда - через их внешний вид.

    Эзопов язык

    Выражение "эзопов язык" пошло от имени самого известного баснописца - Эзопа . Так принято называть любого вида иносказание. Такое произведение намеренно маскирует главную идея автора, так как он использует аллегории для того, чтобы донести мораль басни до читателей. Помимо аллегории эзопову языку присущи ирония, аллюзия и перифраз.

    Мораль и нравоучения

    Нравственные характеристики людей и их качества в басне показаны через аллегории. Но важно понять, какой главный замысел автора, что он хотел сказать этим небольшим иносказанием, чему он хотел научить? Недаром басни обязательны для изучения в школе, и особенно - для маленьких детей.

    В басне всегда есть мораль, которую автор определяет в конце басни, когда становится понятно, чем разрешилась поднятая в басне проблема. Нравоучение в басне - это ее основа, в этом и состоит ее главное назначение. Через нравоучение дети получают полезный жизненный урок, который помогает им взрослеть правильно и вовремя. Но нравоучения в басне полезны не только детям, взрослым есть тоже чему поучиться.

    Олицетворение

    Олицетворение означает приписывание определенных свойств и характеристик одушевленных предметов неодушевленным. И чаще всего олицетворение относят к изображению природы, которую специально наделяют человеческими чертами. Олицетворение присуще не только басням и иносказанием, оно встречается и в других литературных жанрах.

    Юмор и сатира

    Юмор определяется, как способность подмечать в разных явлениях их комические стороны, и зачастую это происходит через противоречия окружающего мира. Как средство выражения авторского отношения и как художественный прием, юмор относится не только к басням и иносказаниям, но и ко многим другим литературным формам.

    Например, зачастую юмор используют в сатире для того, чтобы разбавить откровенную критику произведения, и для того, чтобы сатира не выглядела исключительно как нравоучение и проповедь. А сатира представляет собой унизительное обличение явлений при помощи разных комических средств. Это может быть сарказм, гротеск, ирония, гипербола, пародия, аллегория.

    Нужна помощь в учебе?

    Предыдущая тема: Джером «Трое в лодке, не считая собаки»: сюжет и анализ
    Следующая тема:   Стихотворения Есенина, Ахматовой, Цветаевой, Бунина, Пастернака
  • 
    Top